Строительнопроектная сфера Днепропетровска выходит из застоя. На минувшем заседании Градостроительного совета было рассмотрено 6 заявок на строительство жилых и коммерческих объектов в городе. О самом крупном заявленном проекте – концепции застройки береговой линии улицы Набережной Заводской, мы рассказывали в прошлом номере нашей газеты. Сегодня речь пойдет об остальных проектах.
«Эпицентру» в жилом районе не место
Гипермаркеты строительных материалов растут в Украине как грибы после дождя. Так, в Киеве насчитывается 4 «Эпицентра» (последний построенный – самый большой в Европе), в Харькове – заканчивается строительство второго, на днях один открылся в Луцке, а всего в Украине 27 «Эпицентров», и есть тенденция к росту гипермаркетов такого профиля.
Как стало известно на Градсовете, второй «Эпицентр» планируют построить в Днепропетровске на жилмассиве Тополь-2 – на перекрестке улицы Паникахи и Запорожского шоссе. Архитекторы харьковского научно-исследовательского института «Промбуд НДІ проект», имеющие опыт в проектировании таких комплексов, представили на суд Градсовета предпроектное предложение по заказу земельного управления Днепропетровского городского совета. Суть предложения – развитие прилегающей к торговому комплексу территории.
Как оказалось, проектируемый гипермаркет «Эпицентр» не помещается на территории застройки. Площадь участка – 2 с небольшим гектара, само же здание занимает 1,84 га, «со скрипом» вписываясь в параметры участка. «Практически 70% территории занято самим зданием», – констатировал архитектор НИИ «Промбуд НДІ проект» Александр Удовиченко. А это значит, что на столь тесной площадке соблюсти противопожарные нормы, разместить полноценные автостоянки – не получится.
Поэтому авторы проекта предлагают использовать прилегающие к торговому центру территории, очень необходимые для функционирования всего комплекса в целом. Для этого была разработана планировка участка с возможностью размещения на ней гостевых парковок, площадок для выставки особо габаритных образцов строительных материалов, площадок для обслуживания здания и т. п. При этом проект предполагает обязательное благоустройство территории – с организацией зеленой зоны, высадкой деревьев.
Предложение харьковских проектировщиков вызвало бурю негодования у членов Градсовета. Они в один голос заявили, что этот участок не годится для размещения здесь гипермаркета строительных материалов и что постановка такого объекта нарушает градостроительные принципы.
По словам архитектора Игоря Богданова, изначально эта территория предполагалась под строительство общественного центра с магазинами, объектами общепита, что не противоречило жилому микрорайону. «Сейчас пытаются в это место втиснуть объект, который чужд жилой застройке. Тем более, что «вставляется» он с трудом, так как для такого комплекса нужна большая территория. Никто не возражает против строительства гипермаркетов, но этот участок – не для него», – считает Игорь Богданов.
С коллегой полностью согласен и Андрей Шковыра, председатель Днепропетровской областной организации Национального Союза архитекторов Украины. Он убежден, что это «красивое, дорогое место» совершенно не подходит для строительного гипермаркета, не говоря уже о том, что он в него «не влазит». «Эпицентр» на этой территории чужероден, и построить его в этом месте невозможно, потому что он не может быть здесь никогда», – категорически заключил Андрей Шковыра.
Жилые дома на ж/м Тополь-2
Земельное управление Днепропетровского горсовета выступило заказчиком еще одного проекта – строительства двух типовых 16-этажных жилых домов по улице Паникахи и улице Паршина в районе дома №3. Предполагается, что это будет доступное жилье небольших площадей – от 60 кв. м до 90 кв. м. Предпроектное предложение застройки разработали архитекторы проектно-строительной компании «ГипроГрадИнвест».
Согласно проекту, рассказал архитектор Игорь Сыч, один жилой дом расположится на участке площадью 0,1740 кв. м. В доме предусмотрено 48 квартир: 16 –однокомнатных и 32 – двухкомнатных. Дом будет иметь отдельный паркинг на 36 машин. Учитывая нехватку мест в паркинге (из расчета 1 машиноместо на 1 квартиру), остальные машины планируется разместить на близлежащей охраняемой стоянке.
Второй 16-этажный дом с примерно таким же количеством квартир планируется разместить на крохотном участке площадью всего 5 соток. Понятно, что территории явно недостаточно для такого большого сооружения – по сути, у дома нет дворового пространства. Из-за ограниченности территории паркинг запланирован в цокольном этаже дома и рассчитан всего лишь на 10 мест.
По информации Игоря Сыча, участки для будущей застройки планируется выставить на земельный аукцион.
Члены Градсовета неоднозначно отнеслись к предложенному проекту. С одной стороны, идея построить муниципальное жилье, которого в городе катастрофически не хватает, вызвала безусловное одобрение. С другой стороны, возможность постановки здания на планируемом участке вызвала сомнения. Архитекторы высказали опасения, что будущая новостройка может вступить в противоречие с интересами жителей близлежащих домов.
По мнению Игоря Пидорвана, с точки зрения композиционного и объемно-пространственного решения, это не вредит задуманной идее построить здесь жилые дома. «Но с точки зрения реакции населения – постановка здесь дома спорная. И этот вопрос нужно решить. – Только при условии согласования проекта с жителями, – заключил эксперт, – дом можно строить».
Так что проекту еще предстоит пройти тест на общественное слушание.
МФК по бульвару Славы
ЧП «Сервис-Прайд» собирается построить многофункциональный комплекс по Бульвару Славы в районе дома №50. Предпроектное предложение размещения такого комплекса представил Градсовету архитектор Алексей Козолуп.
Как рассказал автор проекта, это будет небольшое административное здание, в котором разместятся офисы. Согласно Генплану, эта часть города по своему функциональному назначению относится к зоне общественной активности второго уровня. Так что строительство здесь такого здания не противоречит требованиям Генплана. В данный момент участок свободен от застройки – освоение всей этой зоны инвесторами только начинается.
Несмотря на то, что здание планируется 5-этажным, его собираются строить в две очереди – просто заказчик не располагает достаточными средствами для освоения участка «в один прием».
Согласно проекту здание разместится на площадке в 0,77 га, площадь застройки – 519 кв. м. Общая площадь офисных помещений будет составлять 1 тыс. 300 кв. м. В запланированном открытом паркинге первой очереди строительства предусмотрено 62 машиноместа.
Вторая очередь строительства предполагает возведение 2-этажного паркинга за зданием. Возможно, паркинг будет полуподземным – варианты еще отрабатываются.
Проект не вызвал серьезных замечаний и был поддержан архитекторами.
Валентина ПОПОВА