RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Три жизни "Золотой розы".
Выпуск 52 от 24.11.2004. Тема "История города"

Здание днепропетровской хоральной синагоги, открытое в 2000 г. после реконструкции, - не только интересный памятник культового строительства, но и свидетель основных перипетий в жизни Екатеринослава - Днепропетровска.

Смена трех исторических эпох в жизни страны отразилась в жизни этого сооружения не только сменой назначения, но и кардинальной трансформацией внешнего и внутреннего облика.

Улицы Баррикадная, Литейная, Шолом-Алейхема… В конце XVIII - начале XIX столетий, в первый период истории Екатеринослава, этот район города считался самым оживленным, и говоря современным языком, одним из самых престижных. Успенская церковь (теперь - это городская больница № 10) стала, наряду с Троицкой, одной из двух главных церквей Екатеринослава. Когда стала очевидной невозможность разместить центр губернского центра в нагорной части, вся торговая, деловая и административная жизнь города сосредоточилась именно здесь, в кварталах между современными проспектом Карла Маркса и Набережной Ленина. Здесь же более-менее компактно сконцентрировались основные социальные и этнические группы.

Еврейская община Екатеринослава начала формироваться еще в конце XVIII столетия. В начале ХІХ века "еврейский фактор" в жизни Екатеринослава проявляет себя достаточно четко, доля евреев в составе населения губернского города составляет по меньшей мере 20 % и до революции 1917 г. их численность неуклонно растет.
Поскольку большинство евреев занимались торговлей и ремеслами, они сосредоточились в торговых кварталах нижней приднепровской части города. В это время начала заселяться и улица Еврейская (ныне Шолом-Алейхема). Есть свидетельства, что здесь уже в конце XVIII века появились еврейские культовые сооружения - синагоги.

Синагога (из греческого языка - synagфgз - собрание, место собрания) - молитвенный дом и община иудеев. Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Он сформировался в первом тысячелетии до нашей эры на территории Палестины (ныне - Государство Израиль). Синагоги возникли в Палестине в 4 веке до нашей эры. После разрушения римлянами в 70 г. н.э. Иерусалимского храма, синагоги создаются повсеместно в местах расселения еврейского народа, причем приобретают не только религиозные, но и административные функции управления общинами. В синагогах совершается б-гослужение, чтение и комментарий Торы. Каноническая форма здания синагоги - прямоугольник, в интерьере центральное место занимает ковчег завета, где хранятся свитки Торы. При синагогах традиционно существовали религиозные школы.

Начальный этап существования хоральной синагоги плохо известен. По сведениям "Екатеринославского юбилейного листка" (1887), на месте каменной синагоги первоначально был единственный деревянный молитвенный дом, построенный около 1800 года и сгоревший в 1833 г. "Кто положил основание этому молитвенному дому и по чьей инициативе он возник, - вопрошала газета, - покрыто мраком неизвестности". Однако упоминается, что "б-гослужение в этом доме проходило по т.н. немецкому ритуалу (ашкеназ); …здесь же была и другая маленькая школа, в которой молились по испанскому ритуалу (сефард)". После пожара место осталось пустым до 1837 г., при этом члены общины на свои средства выкупили участок смежной земли за 10 тыс. рублей ассигнациями для строительства более обширного и удобного здания. Дальше этого дело не продвигалось. Причиной этого называются и недостаток средств в самой общине, и промедление местной администрации с утверждением разрешения на постройку.

Строительство сдвинулось с мертвой точки будто бы, когда новороссийский генерал-губернатор князь Воронцов "разрешил постройки синагоги по плану и фасаду, выданному из строительного отделения губернского правления". В 1837 г. началось строительство каменного здания. Инициатором и основным жертвователем средств выступил местный богач Л.М. Кранцфельд. Однако денег было недостаточно и, после возведения фундамента и части первого этажа, строительство остановилось. К строившемуся зданию главной синагоги уже в 1841 - 1843 гг. пристроен отдельный каменный двухэтажный молитвенный дом. До 1845 г. постройка главного здания все же была окончена; среди всего прочего, появился деревянный купол.

Некоторые местные исследователи полагают, что строительство синагоги было завершено только в 1852 г. Владимир Машуков в "Воспоминаниях о городе Екатеринославе", вышедших в 1910 г., пишет: "На фронтоне же синагоги значится 1852 год". Цифры "1852" и после этого длительное время сохранялись на фасаде здания. Несколько лет после этого продолжалась отделка. В 1860-х гг. усовершенствован интерьер здания: расписан купол, устроена чугунная лестница в верхнее женское отделение, "для дам устроены две боковые галлереи".

Хоральная синагога оставалась центром еврейской культурной и общественно-политической жизни Екатеринослава свыше трех четвертей столетия. Большой дом синагоги имел прямоугольную форму и был построен в классическом стиле с мавританскими элементами. Его фасад украшали четырехколонный портик коринфского ордера и две декоративных башни. Над центром возвышался массивный купол.

Внутренняя планировка синагоги целиком отвечала потребностям иудейского молитвенного обряда. Центральную часть возле восточной стены занимал больших размеров "Святой шкаф" - "Аарон-Кодеш", в специальной нише которого находилась Тора - текст пяти первых библейских книг (Пятикнижие Моисеево), где помещаются основные заповеди и правила поведения иудеев.

Интересная деталь: места моления мужчин и женщин в синагоге были отделены: в нижней части молитвенного зала находились мужчины, а на хорах вверху - женщины. В центре молитвенного зала находилась люстра, пожертвованная екатеринославским предводителем дворянства генералом П.А. Струковым. Люстра эта была выписана из Петербурга и стоила, по воспоминаниям современников, более трехсот рублей.

На протяжении XIX столетия доля евреев среди населения Екатеринослава заметно увеличилась, по данным 1912 г. здесь проживало 64347 верующих иудеев - треть населения города. Работали свыше 40 синагог. Значение синагог, и, в частности, хоральной, в жизни евреев Екатеринослава превышало сугубо религиозные потребности. Здесь регулярно собирались представители общины, решали социально-бытовые проблемы, устраивали праздники.

После революции 1917 г. началась "новая жизнь" древнего здания - теперь уже как дома культуры, а позднее склада швейной фабрики. С объявлением массового наступления на религию и церковь, хоральная синагога, как и другие синагоги Днепропетровска, была закрыта. Из документов, хранящихся в Днепропетровском областном архиве, мы видим, что в 1920 г. в Екатеринославе было 42 синагоги, однако уже на 1 октября 1932 г. закрытыми числились 36, а "имевшиеся в наличии" 7, надо думать, ожидали своей участи.

В январе 1929 года окружным советом Союза безбожников было возбуждено ходатайство о закрытии Хоральной синагоги на основании того, что она ведет реакционную борьбу, являясь базой распространения суеверий и предрассудков в гущу отсталых масс евреев-трудящихся. 5 февраля 1929 г. было издано решение фракции Президиума горсовета. 8 февраля 1929 г. - появилось решение Президиума окружного исполкома о закрытии Брянской церкви (ныне Дом органной и камерной музыки) и Хоральной синагоги, в котором было записано: "З пропозиціями міськради та т-ва "Безвірник" про закриття на підставі виявленого бажання широких кол трудящих м. Дніпропетровського, кол. Брянської церкви та Хоральної синагоги (разом з 2-х поверховою прибудівлею) погодитись...".

22 марта 1929 года решением окружного исполкома в соответствии с просьбой общества "Безбожник" и "желанием широких масс трудящихся" Хоральная синагога была отобрана у еврейской общины и передана союзу швейников для организации рабочего клуба. Несколько десятилетий здесь работал дом культуры, а в 1980-1990-х годах здание вообще было приспособлено под склад швейной фабрики им. Володарского (сейчас - фирма "Мрія"). Удивляет факт странной преемственности: зданию, до 1917 г. выполнявшему функции просветительского центра, придали эту же функцию, однако уже в новом, социалистическом смысле. Люди старшего поколения, наверное, помнят, что в середине - второй половине 1980-х годов в выходные дни в главном зале синагоги собирались коллекционеры старых открыток - филокартисты и вообще неравнодушные к старине.

Небрежность новых хозяев сделала свое дело: дом синагоги - архитектурный памятник середины XIX века - претерпел значительные изменения - разрушения и перестройки: на его фасаде под портиком исчез балкон, сам портик изменил пропорции, значительно увеличился фронтон. На самом фронтоне появился внушительных размеров серп и молот. Многие окна заложили кирпичом, разобрали купол и две боковые башни, к боковым фасадам пристроили значительные по размерам помещения. Полностью изменил свой вид интерьер молитвенного зала синагоги.

С 1987 года еврейская община Днепропетровска начала борьбу за возвращение Хоральной синагоги. Эта борьба увенчалась успехом в 1996 году, когда помещение было, в конце концов, возвращено его первоначальному владельцу. Здание синагоги требовало значительного капитального ремонта и реконструкции, которая в общей сложности продолжалась четыре года. Началась новая жизнь религиозно-культурного комплекса.

20 сентября 2000 г. состоялось торжественное открытие отреставрированной хоральной синагоги. Она получила название "Золотая Роза". Без сомнения, это было главнейшее событие последних лет в жизни евреев Днепропетровска. В церемонии открытия приняли участие руководители города и области, чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Анна Азари, председатель днепропетровской общины Г. Боголюбов, народный артист, почетный гражданин нашего города Иосиф Кобзон и другие известные деятели. Из Иерусалима специально доставили свиток торы.

Сегодня "Золотая Роза" - целый культурный комплекс, где расположены общественный центр, музейно-исторический комплекс, библиотека, благотворительные заведения и прочие учреждения. Здание синагоги отреставрировано в виде, приближенном к первоначальному, запечатленному на фотографиях начала XX века. Однако детальной информации о внутреннем виде сооружения не осталось совсем. Учитывая это, на практике реализовали оригинальную концепцию внутреннего решения синагоги, которую предложил днепропетровский архитектор А.Т. Дольник. Главный зал синагоги рассчитан на 450 лиц. Фойе украшают теперь работы известного израильского мастера Френка Мейслера. По некоторым данным, здание синагоги - наибольшее из подобных в Восточной Европе.

Недавно разработан и уже начинает воплощаться в жизнь проект организации в ансамбле с синагогой сложного по композиции комплекса Музея Холокоста (руководитель проекта - А. Дольник). К зданию синагоги в его юго-восточной части планируется пристроить массивный куб, в два раза превышающий высоту основного объема (более подробная информация на сайте gorod.dp.ua).

Через 70 лет восстановленная хоральная синагога "Золотая Роза" снова стала центром религиозной и культурной жизни еврейской общины Днепропетровщины.

Максим Кавун






   Объявления
Продажа элитного участка в с.Песчанка по ул.Садовой
Предлагается к продаже земельный участок 22 га. Расположен в 30 км от Днепропетровска


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.