RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Гений места. Парки (Часть III) Зеленый центр индустриального мегаполиса.
Выпуск 84 от 27.07.2005. Тема "История города"

Древние римляне называли это "genius loci" - "душа места", "гений места" - те уникальные, неповторимые черты, которые в комплексе и создают оригинальный образ территории. Попробуем описать историю и особенности формирования районов Днепропетровска от древности до наших дней, чтобы получше рассмотреть лицо нашего города и заглянуть ему в душу.

"Город-сад" - таким задумывали Екатеринослав ведущие архитекторы конца ХVIII столетия. В наши дни Днепропетровск - один из самых "зеленых" городов Украины. В апреле городской совет утвердил статус зеленых зон, скверов и парков города. Как создавались парки Днепропетровска? Что интересного они могут рассказать о городе и его жителях? Об этом - серия статей "Парки" - продолжение цикла "Гений места".

Парк Глобы - второй старейший парк Днепропетровска - географически и функционально напоминает Центральный парк в Нью-Йорке, только во много раз меньше. На площади всего в несколько гектаров расположился своеобразный зеленый оазис среди плотной многоэтажной застройки. Находящийся в центре деловой активности, парк всегда был центром гуляний и общественных мероприятий. Он пережил целый ряд эпох - плодовый сад запорожского казака Лазаря Глобы, Казенный ботанический сад под управлением немца Адама Гуммеля, Городской и Технический сады старого Екатеринослава, парк Чкалова в советский период и, наконец, Центральный детский парк имени Глобы.


Памятник "Запорожцу Глобе - Основателю Сада". Рисунок начала ХХ века.

"Второй сад" Лазаря Глобы

Начало нынешнему парку, как и парку Шевченко, положил в конце XVIII века отставной запорожский есаул Лазарь Глоба. После того, как Потемкин выкупил "верхнее" имение Глобы на горе, последний перебрался в свое "нижнее" имение, где тоже рос фруктовый сад.

Около 1793 г. старый казак умер. Точное время и обстоятельства его смерти остались загадкой. По слухам, ему было больше ста лет. Известно точно, что в 1795 г. наследники Глобы продали участок суконной фабрике - крупнейшему предприятию нового Екатеринослава.

Могила Глобы со временем затерялась. Уже в середине XIX века якобы на месте его захоронения установили простой каменный обелиск с лаконичной надписью: "Запорожцу Глобе - Основателю Сада". С течением времени и этот скромный памятник исчез. Только в 1972 г. на вероятном месте захоронения поставили интересный памятник - старый запорожец сажает маленький дубок. Здесь же - кенотаф с памятной надписью. Над памятником раскинул свои ветви настоящий двухсотлетний дуб.

Возникновение Екатеринослава кардинально изменило характер и течение местной жизни. Фруктовый сад на короткое время пришел в запустение, чтобы затем превратиться в Екатеринославский Казенный ботанический сад.

"Ученый немец" Адам  Гуммель

Имя Адама Гуммеля ничего не скажет жителю современного Днепропетровска. А ведь именно этот человек фактически создал в Екатеринославе Казенный ботанический сад и руководил им почти сорок лет. Авторы публикаций и называют его по-разному: Гуммель, Гумтель, Туммель, Тумиль...

Архивные документы приоткрывают завесу тайны над этой "полумифической" личностью. Адам Андреевич Гуммель (Hummel) родился в немецком городе Майнгейм на Рейне. Приехав в Екатеринослав, он стал главным садовником Екатеринославского казенного сада с 1807г. до середины 1840-х гг. Умер в 1848 г. от холеры, которая свирепствовала тогда в Екатеринославе.

Ученый - биолог И.А. Акинфиев дал Гуммелю такую характеристику: "Этот замечательный садовник, по словам лично знавших его, в продолжение более тридцатилетнего своего управления садом сделал из сада то, что он считался одним из лучших во всей Новороссии". 

За свою деятельность Адам Гуммель неоднократно "удостаивался Высочайших пожалований" - награжден серебряною и золотою медалями и подарками - драгоценным перстнем и часами. В 1839 г. ему выдали 1000 рублей ассигнациями из казначейства.

О последних годах жизни и обстоятельствах смерти А. Гуммеля известно очень немного. Неизвестно и место его захоронения. Не удалось найти его портрет. И.А. Акинфиев приводил в 1889 г. такие данные: "По словам Анны Семеновны Гуммель, вдовы от младшего сына садовника А. Гуммель, последнему в начале жилось не хорошо в Екатеринославе, к концу же, т.е. в сороковых годах, он пользовался большими удобствами и почетом и неоднократно удостоен был Высочайших подарков: так еще и теперь сохранились у ея детей золотые часы - подарок Императора Александра І. В последние два три года он по старости не заведывал уже садом и умер 75 лет от холеры, бывшей в 1848 году".

Екатеринославский старожил Николай Рындовский в 1887 г. писал, что садовник Гуммель "представлял идеал прежнего типа немца по честности, трудолюбию, неутомимой заботливости о вверенном ему деле и отличному знанию своего дела".

Екатеринославский сад - "один из лучших во всей Новороссии"

В первой половине XIX века Казенный сад называли "капитальною достопримечательностью" Екатеринослава. Тогда сад занимал весь участок между нынешними проспектом Карла Маркса, улицами Комсомольской, Шмидта и Серова - всего около 40 десятин.

В 1795 г. нижнее имение Лазаря Глобы перешло в казну. Какое-то время им владела суконная фабрика, которая привела его в полное запустение. В 1805 г. император Александр І повелел обратить "принадлежащий Екатеринославской фабрике сад для разведения разсадника полезных дерев, дабы можно было снабдевать оными Новороссийский край". Бывший фруктовый сад Глобы отдали "для учреждения плантаций шелковичных, сладких и горьких каштанов, акаций, Итальянской осокори и некоторых Американских скоро растущих и тамошнему климату свойственных, равным образом и дерев фруктовых лучших родов". Император, к тому же, указал бесплатно раздавать отростки деревьев всем желающим.

В этот самый момент немец Гуммель энергично принялся за руководство Екатеринославским садом. Наверное, не без результата - в 1817 г. новый императорский указ учредил здесь еще и "училище садоводства с питомником фруктовых и лесных деревьев, кустарников, кормовых и растительных трав".

Сад при Гуммеле "был наполнен как дикими, так и отличными фруктовыми деревьями. Kpoме того, в нем были обширные огороды и парники. Был там и виноградник, и заведение для разведения и воспитания шелковичных червей. Было при нем и училище садоводства, в котором обучались преимущественно дети помещичьих крестьян. Оно для тогдашних помещиков приготовляло искусных и знающих садовников и огородников".

Главный судья немецких колонистов в Новороссии Контениус распорядился, чтобы всякий колонист приобрел из Екатеринославского сада по 5 деревьев для посадки их в своем имении. "Тогда, в одну весну к саду приехали десятки подвод из разных колоний Екатеринославской и Таврической губерний и целыми сотнями увозили из него саженцы; почему и теперь почти все немецкие колонии имеют у себя хорошие сады". В 1837 г. с учреждением в России Министерства государственных имуществ Екатеринославский казенный сад перешел в его ведение.

В 1837 г. в Екатеринославском казенном саду росло 945 родов "фруктовых и не фруктовых деревьев и иностранных кустарников". Ежегодно отпускалось в продажу от 15 до 20 т. штук саженцев. В 1842 г. из Полтавы сюда перевели училище садоводства и назвали его "Екатеринославским училищем садоводства второго разряда" (оно просуществовало до 1858 г.).

Деревья в подарок от американских сектантов

В 1887 г. на страницах газеты "Екатеринославский юбилейный листок было рассказано интересное предание. Будто бы в начале 1820-х гг. Россию посетили два американских квакера (квакеры - одна из протестантских сект, основанная в XVII веке). Сначала они прибыли в Петербург, где были приняты очень благосклонно и удостоились "милостивого приема" у Императора Александра Павловича. В кругах государственной элиты тогда преобладало религиозно-мистическое настроение, в особенности им отличались сам император и князь А.Н. Голицын - министр народного просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода.

Американские гости затем отправились на юг России, в Таврическую губернию. Они хотели "познакомиться с учением сектантов - духоборцев и молокан, особенно первых, живших тогда богатыми поселениями в Мелитопольском уезде Таврической губернии". Местные власти особым распоряжением должны были "возможно любезнее" принимать гостей. Квакеры остановились в Екатеринославе на несколько дней. И тут местный губернатор оказался в затруднительном положении: чем занять дорогих гостей? Как метко заметил старожил, "Екатеринослав того времени представлял очень мало для этого ресурсов". Выход был найден - "губернатор повез гостей в сад, и там Гуммель умел так заинтересовать почтенных гостей всем, что им было показано и разссказано, что, прощаясь с Гуммелем, они просили его указать, чем они могут быть полезны ему или заведываемому им саду?". Гуммель не стал ссылаться на хроническую нехватку средств, а… попросил гостей прислать из Америки образцы заокеанских деревьев, которые он мечтал акклиматизировать в Екатеринославе.

Квакеры обещали исполнить просьбу садовника. Старожил пишет: "в тогдашнее время не было еще ни пароходов, ни железных дорог и что пути сообщения вообще, а в России в особенности, были весьма "несообщительны", то просьба Гуммеля, естественно, покажется смелою и рискованною, но она-то и указывает на то, что Гуммель душою и телом всецело был предан своему саду".

Прошел год… Все, кроме Гуммеля, забыли о необычной просьбе и обещании квакеров. И вдруг из Одессы пришло извещение - для Екатеринославского казенного сада из Америки прибыли деревья - и приглашение "явиться для получения их". Деревья эти удалось благополучно доставить в Екатеринослав. Гуммель выделил в саду особое отделение для американских деревьев и лично занялся их разведением. После смерти садовника это занятие пришло в упадок. Но еще в 1860-х гг. в саду видели несколько американских деревьев "с объяснением на некоторых, что это единственные экземпляры во всей южной России".

Покровитель Пушкина - любитель садоводства


Генерал И.Н. Инзов (1768 - 1845)

В 1817 г. оба екатеринославских сада - Верхний и Нижний (нынешние парки им. Глобы и им. Шевченко) вывели из центрального подчинения. Для их управления император Александр I учредил особый Помологический Комитет. (Помология - наука о сортах плодовых и ягодных культур). Екатеринославский Помологический комитет действовал с 1817 по 1843 гг. Это было официальное учреждение, заведовавшее екатеринославскими садами, а впоследствии одним только Казенным, то есть нынешним парком Л. Глобы. В чем секрет такой благосклонности императора к екатеринославским садам? Вероятно, в личности руководителя Комитета.

С 1820 г. бессменным Председателем этого Комитета был И.Н. Инзов. Генерал-от-инфантерии Иван Никитич Инзов родился в 1768 г. Его происхождение окутано легендами. По слухам, он был незаконным сыном тогдашнего наследника престола великого князя Павла Петровича - в будущем - императора Павла І (таким образом, он мог приходиться сводным братом Александру I). С 1818 г. Инзов занимал пост Главного попечителя и Председателя Комитета о колонистах Южной России, а с 1820 г. - еще и наместника Бессарабской области. Штаб-квартира Попечительного комитета находилась в Екатеринославе, где в это время проживал и сам Инзов.

В истории России Инзов известен, прежде всего, гуманным отношением к А.С. Пушкину во время южной ссылки поэта. Дело в том, что Пушкин официально был направлен на Юг именно под начальство Инзова. Но старик-генерал, снисходительно воспринимавший действия молодого поэта, отпустил его в путешествие с генералом Раевским и его детьми на Кавказ и Крым. А затем оказывал поэту негласное покровительство. Он "понял свою задачу сохранить России вверенный его попечению драгоценный талант".


"Казенные фруктовые сады" на плане Екатеринослава конца 1800-х гг. (Российский исторический архив, Санкт-Петербург).

Благодаря влиянию и связям И.Н. Инзова, Екатеринославский казенный сад целые десятилетия обеспечивался "вниманием начальства" и довольно неплохим финансированием.

Конец "золотого века"

Дожив до глубокой старости, в 1845 г. генерал Инзов умер. Незадолго перед этим упразднили Помологический Комитет, вскоре ушел из жизни Адам Гуммель. Уже после смерти главного садовника, в 1848 г., насчитали, что в екатеринославском саду находилась 31 тысяча фруктовых и 193 тысячи лесных деревьев, 23 тысячи кустарников; 569 сортов цветочных и оранжерейных растений в количестве 5642 экземпляра; 71 сорт огородных растений и 27 сортов торговых, лекарственных, масличных и красильных растений.

Все это богатство уже вскоре после кончины Гуммеля быстро стало приходить в упадок (хотя училище садоводства просуществовало еще около десяти лет). Сухие строки деловой переписки сохранили еще одну коллизию: Гуммель-старший, вероятно предвидя незавидную судьбу своего детища, пытался в 1838 г. сделать своим официальным "наследником" Гуммеля-младшего - сына Лаврентия, определив его на должность "смотрителя сада". Эта попытка Адама Гуммеля не увенчалась успехом. Ему было отказано по той причине, что уставы государственной службы не предусматривали подобную преемственность в рамках семейства.

"Золотой век" Екатеринославского казенного сада подошел к концу. В 1858 г. училище садоводства упразднили. Его территория была разделена на две части - Городской и Технический сады. Впереди был новый "золотой век" - зеленого центра индустриального Екатеринослава.

Две последующие эпохи в жизни парка - индустриальная екатеринославская и советская - были наполнены не менее интересными событиями. О них читайте в следующем очерке.


Максим Кавун

Конец девятнадцатой части.
Начало в номерах №№ 10-28 (2005г.)






   Объявления
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект “ПЛАТАН” Общая площадь 332,5 кв.м
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект “ФЛОКС”. Общая площадь 299,6 кв.м


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.