RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Светлейший князь Потемкин. «ВИЦЕ-КОРОЛЬ» ЮГА
Выпуск 134 от 02.08.2006. Тема "История города"

Григорий Александрович Потемкин – одна из самых знаменитых и противоречивых личностей галантного восемнадцатого века. «Главный» фаворит Екатерины Великой, баловень судьбы. «Державный циклоп» - из-за отсутствия правого глаза и знаменитой повязки. Кроме российской императрицы, его почти никто не любил, и очень многие ненавидели. Человек, на которого Екатерина потратила миллионы государственных средств, и который основал Черноморский флот и целую сеть городов, в том числе Екатеринослав. Где в биографии Потемкина «случай», а где результат замечательных способностей и постоянной работы над собой?


Памятник Потемкину в Херсоне. Гравюра XIXв.

«Греческий проект» – химера или...?

Почему Россия во второй половине XVIII века так стремительно двинулась на юг, к Черному морю? Казалось бы, Петр Великий в начале XVIII столетия прорубил “окно в Европу” на северо-западе страны, отвоевав у шведов кусок балтийского побережья и основав Санкт-Петербург – будущую столицу империи. И вдруг во времена Екатерины такой резкий поворот – громоздкая имперская машина резко разворачивается и направляется на юг – завоевывать новые земли и приобретать новых подданных.

На самом деле, империя всегда стремилась расширяться в южном направлении – там её ждали бескрайние плодородные степи, черноморская полоса с ее выгодными климатическими и экономическими условиями. Петр Первый двинул было войска на юг против армии Османской империи, да завяз в Прутском походе 1711 г. и потерпел единственное серьезное поражение за всю свою жизнь. Императору пришлось отказаться не только от претензий на земли турецкого султана, но и от уже завоеванных клочков земли – крепости Азов в устье Дона и первого русского морского порта на юге – Таганрога.

Через шестьдесят – семьдесят лет Потемкин стал одним из самых горячих сторонников южной экспансии России. И нашел понимание у Екатерины. Именно он выдвинул и реализовал программу быстрого завоевания Крыма и других черноморских территорий.

Однако не только военные или экономические преимущества манили Россию к южным морям. Были причины ментальные и идеологические. Россия получила когда-то православие и монархическую форму правления из Византии, которую потом завоевали турки. Константинополь пал в 1453 г. и стал столицей Османской империи. Несколько столетий султаны называли Черное море «внутренним озером» своей империи.

Константинополь – второй Рим, Москва – третий Рим, а четвертому – не бывать! И в правящих кругах России возникает химерическая по своей грандиозности идея – отвоевать у турок черноморское побережье, дойти до самого Константинополя, взять его штурмом и основать новую старую Греческую Восточную (Византийскую) империю.

А кто же будет императором? Екатерина определила для этой цели своего внука, второго сына великого князя Павла. Имя мальчика – Константин – выбрали специально в честь константинопольских императоров. Его бабушка, Екатерина ІІ, не на шутку загорелась идеей посадить его на престол в Константинополе. В честь рождения Константина в 1779 г. даже выбили специальную медаль с изображением собора святой Софии в Константинополе, где турки-завоеватели устроили в XV в. мечеть.

А в русской прессе той поры публиковались такие стихи:

«Се Константин восстал!
Ликуйте мудры греки:
Возобновятся вам прошедши сладки веки
Афины мощною воздвигнет он рукой…».


Ученые вот уже два столетия ищут ответ на вопрос – что возникло раньше – идея активной экспансии России на юг («Греческий проект») или сначала империя двинулась к Черному морю, и уже потом, после очевидных успехов, решила не останавливаться на достигнутом. Важно одно – в 1780-х гг. русская дипломатия всерьез полагала возможным вытеснить Османскую империю в Азию, а самим выйти на берега Босфора.

Уже в 1770-х гг. русский флот двинулся в южные моря и провел ряд военных акций для демонстрации своего присутствия. Русские эскадры полностью разбили турецкий флот в Чесменской бухте Греческого архипелага и высадили десант в Морейском полуострове в Греции, после чего там началось восстание против турецкого владычества.

Неужели «Греческий проект» возник в голове одного Потемкина? Конечно же, нет. Отцами идеи были три человека – сама императрица Екатерина, ее тайный муж Григорий Потемкин и многолетний секретарь и помощник императрицы Александр Безбородко. Основным вдохновителем был Потемкин, тексты для императрицы писал Безбородко.

Фраза «Греческий проект» впервые появилась в документах в 1779 г. Английский посол в России Джеймс Гаррис сообщал своему правительству в Лондон, что Г.А. Потемкин “заразил” императрицу проектом восстановления Византийской империи. А с 1782 г. идея «Греческого проекта» почти на десять лет стала определяющей во внешней политике России.

Вытеснить Османскую империю в Азию, как мы знаем, не получилось ни тогда, ни в другие эпохи. Но Екатерина ІІ до конца дней оставалась верной своим первоначальным намерениям. В “Завещании”, составленном в 1792 г., императрица написала: “Мое намерение есть возвести Константина на престол греческой восточной Империи”.

Пока впереди маячил полулегендарный Константинополь, русское правительство принялось энергично брать под свой контроль всю северно-черноморскую полосу. Эти земли должны были стать плацдармом для взятия Византии. Кому могла доверить императрица управление этими землями? Только Потемкину.

«Вице-король юга»

Двадцать лет – и под контролем России оказалась причерноморская территория размером с крупное европейское государство, и в десятки раз больше родного для Екатерины Великой немецкого княжества Ангальт. Для этого Россия вела две кровопролитные войны с турками – в 1768 – 1774 и 1787 – 1791 гг. Присоединенные земли в официальных документах получили название Новороссии. По иронии судьбы, окончательные границы Новороссии, устроителем которой был Потемкин, определились через несколько месяцев после его смерти, в конце 1791 г. (Ясский мирный договор).

Это были земли от Днестра на западе до Дона на востоке, с севера границей служили Днепр и река Орель, с юга – Черное море. Еще в 1764 г. была создана Новороссийская губерния. В 1774 г. заключили мирный договор с турками с труднопроизносимым названием – Кючук-Кайнарджийский. По нему России отошла территория между Бугом и Днепром, города Керчь и Еникале в Крыму.

Через год, в июне 1775 г., была упразднена Запорожская Сечь. Когда-то Потемкина шутливо приняли в запорожские казаки под именем «Грицька Нечесы» – казаки не восприняли его напудренный парик. Уже в то время неспокойная Сечь сильно мешала царскому правительству. Не только тем, что казаки помогали бунту Емельяна Пугачева (1773 – 1775) – на самом Запорожье тоже не раз вспыхивали бунты. Сечь в тот период переживала не лучшие времена. Прежней вольницы, в принципе, не осталось – население уже делилось на старшину (читай знать) и бедных рядовых казаков. А сколько свободных земель! Новый виток южной экспансии империи – и бывшая «вольница» растворилась внутри централизованного государства. Часть казаков разбежалась, а часть… получила российское дворянство и свой кусочек бывшей общинной казацкой земли.

Земли бывшей Сечи разделили между двумя губерниями – «старой» Новороссийской и вновь созданной Азовской. В 1783 г. присоединили Крым. Образовали Екатеринославское наместничество и Таврическую область. Такой территориальная картина оставалась до самой смерти Потемкина.
Западные (особенно английские) историки часто называют Потемкина «вице-королем» юга, по аналогии с должностью вице-короля в Британской империи, которую ввели для удобства управления подчиненными империи гигантскими территориями на других континентах. Разница в том, что Новороссия не была на другом континенте. Но Екатерина понимала, что кроме Потемкина, никто не сможет справиться с колонизацией такого большого региона. И она без колебаний отдала управление Причерноморьем в руки своего Светлейшего.

Рецепты управления империей: Фальшивые фавориты в спальне Екатерины и передвижной «двор» на юге страны

Большую часть времени Потемкин проводил не в столице, а именно на юге империи. А как же отношения с Екатериной, от которых зависело не столько эмоциональное состояние Светлейшего, а все его державные и приватные коммерческие дела? Это ведь не совсем тот случай, когда чувства проверяются разлукой! В окружении императрицы всегда мог найтись какой-нибудь честолюбец с обольстительной внешностью и манерами. Екатерина хоть и императрица «всея Великия, и Малыя, и Белыя», но прежде всего женщина, причем стареющая и очень любящая лесть. Впрочем, так все и было в реальности. Потемкин, чтобы удерживать свое влияние во время частых отъездов, был вынужден придумать специальную технологию. Сам подбирал «временных» фаворитов для любвеобильной Екатерины, которые на самом деле были игрушками в руках Потемкина, отставлялись и заменялись новыми в нужный момент. Взамен этого Потемкин «не замечал» их присутствия при дворе и в спальне Екатерины. Это избавляло его от ненужной конкуренции. Некоторые из временных фаворитов не были приставлены к Екатерине Потемкиным, а являлись ставленниками враждебных Светлейшему кругов. Но он уж умел быстро нейтрализовывать конкурентов. Ланской, Дмитриев-Мамонов, Зорич, Завадовский – этих и других кратковременных царицыных фаворитов вспоминают только историки.

Историк Огарков в конце XIX века писал: «Князь заложил прочный фундамент в душе императрицы». Действительно, Потемкин мог не бояться, что отсутствие физической близости охладит внимание Екатерины к нему как к доверенному лицу и государственному деятелю.

И только один раз, уже на закате жизни, он проглядел появление в спальне императрицы «чужого» ставленника, Платона Зубова. Того самого, который после смерти Светлейшего, мучимый честолюбием, настроит Екатерину против покойного мужа и первым, еще до взбалмошного Павла, начнет разрушать результаты потемкинских проектов.

А для управления Новороссией во время разъездов Потемкин создал даже свой «походный» или передвижной двор. Постоянной «столицы» не было. Сначала такой столицей Потемкин хотел сделать Херсон, потом Екатеринослав, потом Николаев. Роль «вице-королевской администрации» исполняла канцелярия Потемкина. Хотя императрица сама издавала большое количество указов, касавшихся юга страны, Светлейший Потемкин управлял регионом с помощью особых указов – «ордеров». Именно в этих ордерах решались основные кадровые, экономические и другие вопросы.

Негласным правителем администрации «Светлейшего» был его многолетний секретарь Василий Степанович Попов. Его профессионализм был настолько высок, что после смерти Потемкина Екатерина взяла его к себе, в личные секретари. Поповы тоже имели свою маленькую столицу – это Васильевка – ныне город в Запорожской области. До сих пор тут сохранились строения резиденции – «замка Поповых».

Четкой программы по заселению и освоению края не было. Многие вопросы приходилось решать наспех, не очень продуманно, в спешке. Что ж, это вполне объяснимо. Однако общие цифры развития края при Потемкине впечатляют. На территории Запорожской Сечи до 1775 г. проживало, по официальным подсчетам, около 100 тысяч человек. После смерти Потемкина в крае насчитывалось до 800 тысяч человек населения. Большая часть новых жителей прибыла из Левобережной Украины и из российского Нечерноземья. В крае освоились и десятки тысяч иностранцев – евреи, немцы, французы, итальянцы, шведы, албанцы и другие народы.

Потемкин особенно прославился созданием новых городов. Сейчас кажется само собой разумеющимся наличие целой сети больших городов на юге Украины – промышленных, административных и культурных центров. Когда территории эти вошли в состав России, больших городов здесь не было вообще, только крепости. Исключение составлял Крым, но его города представляли собой типичные восточные поселения с узкими кривыми улочками и хаотичной застройкой и были мало пригодны к исполнению своих функций в новых условиях. Потемкин принялся стимулировать основание новых городов, направлял и курировал их дальнейшее развитие. Как правило, все города создавались по единой модели и строились по заранее продуманному и утвержденному плану. «Городскую революцию» на юге России часто сравнивают с урбанизацией Запада Соединенных Штатов в XIX веке.

Начался грандиозный градостроительный эксперимент, в котором, как в капле воды, отразилась натура Потемкина. Его идеи часто называют «гигантоманией», говоря о том, что хотели осуществить, однако по разным причинам не сумели. А разве мало того, что удалось сделать? Вот неполный список больших городов, основанных при Потемкине, под его личным контролем: 1776 – Екатеринослав на левом берегу Днепра; 1778 – Херсон; 1779 – Мариуполь; 1783 – Севастополь; 1784 – Симферополь; 1787 – Екатеринослав на правом берегу Днепра; 1789 – Николаев.

Новые города, как правило, получали имена с греческим подтекстом. «Поль» по-гречески – город. В этом была своя логика. Подобно древним грекам, две с половиной тысячи лет назад осваивавшим черноморские берега, построившим Херсонес, Пантикапей и Ольвию, под началом Потемкина застраивались и заселялись новые «полисы». Некоторые из них потом переросли в мегаполисы.

Потемкин обосновывал перед Екатериной необходимость строительства городских поселений, административные, экономические и торговые «выгоды». Екатерина II, издавая соответствующие распоряжения, опиралась на мнение Потемкина. Известно, что князь лично выбрал место для Екатеринослава II, Николаева, Вознесенска и Херсона. В условиях стремительно изменявшейся геополитической ситуации изменялось и назначение городов. Функции города напрямую зависели от его выгодного местоположения. Под началом Потемкина работали талантливые архитекторы, инженеры, которые разрабатывали проекты городов и отдельных ансамблей. В процессе строительства Потемкин присылал ордера с конкретными указаниями (зачастую это не входило в его прямые обязанности).

Понятно, что Потемкин действовал и в личных, «корыстных» интересах. Значительная часть края составляла его личные владения. К примеру, всемирно известный остров Хортица. Потемкин принадлежал к тому кругу людей, которые, в принципе, не чурались обогащаться за государственный счет, но старались делать так, чтобы приносить и немалую пользу государству. Может, это крамольная мысль, но в коррумпированном обществе даже такая политика может приносить хорошие плоды.

И все же роль Потемкина не ограничивалась функциями “всесильного фаворита”. Этот образ до недавнего времени был устоявшимся среди ученых и твердо закрепился в общественном мнении. Руководя Новороссией, Г.А. Потемкин проявил себя как талантливый администратор, способный действовать с максимальным учетом исторических реалий и стратегических интересов государства. Потемкин старался уделять огромное внимание всестороннему развитию края, превращению его в самый динамично развивающийся регион империи. Новые города, образованные под руководством Потемкина, в первую очередь, Екатеринослав, Херсон, Николаев, Севастополь, со временем стали центрами регионального и даже общегосударственного значения.

Если фальшивые фавориты в спальне императрицы послужили для укрепления потемкинского «вице-королевства» – что тут плохого?

А как же одиозные «потемкинские деревни», ставшие нарицательным выражением? Что в действительности увидела Екатерина II в Южной России во время своего знаменитого путешествия 1787 г.? Зачем Потемкин основал Екатеринослав и каким он видел новый город? Был ли Светлейший талантливым полководцем? И почему второй человек империи внезапно умер посреди степи, на голой земле, вдали от Петербурга и Екатерины? Читайте дальше.

Максим КАВУН






   Объявления
Продажа квартиры с капитальным ремонтом в Центре
Аренда cклада по ул.Героев Сталинграда, в районе авто-рынка


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.