Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека | |
Выпуск 120 от 19.04.2006. Тема "История города"
После смерти Брежнев стал ассоциироваться в народе со старческой немощью, неуемной страстью к наградам, фразой “дорогой Леонид Ильич слушает” и сотнями других анекдотических историй. Многие же и сегодня связывают “время застоя”, олицетворением которого стал генсек, со стабильностью, государственным планированием и фиксированными ценами. 19 декабря 2006 г. исполнится сто лет со дня рождения Леонида Брежнева – лидера бывшей супердержавы. Достаточный срок, чтобы попытаться непредвзято рассказать о роли этого самого значительного «днепропетровского деятеля» в истории как страны, так и города.
Леонид Брежнев – курсант Забайкальской бронетанковой школы. 1936 год.
«Жизнь по заводскому гудку»
«Мне посчастливилось родиться, вырасти, получить трудовую закалку в рабочей семье, в большом рабочем поселке. – Так начинает свои воспоминания Леонид Брежнев. – Одно из самых ранних, самых сильных впечатлений детства – заводской гудок. Помню: заря только занимается, а отец уже в спецовке, мать провожает его у порога. Ревет басовитый гудок, который, казалось мне, слышен по всей земле».
Леонид Ильич Брежнев родился 6 (19) декабря 1906 года в селе Каменское на Украине. Сегодня это город Днепродзержинск, а тогда был поселок с 25 тысячами населения. Окончил в 1927 г. Курский землеустроительный техникум, работал землеустроителем в Белорусской ССР. В комсомол вступил в 1923 году, в члены коммунистической партии – в 1931 году. В 1935 году Брежнев окончил металлургический институт в Днепропетровске, работал инженером на металлургическом заводе, директором техникума. После смерти Брежнева металлургическому институту в Днепропетровске присвоят его имя (вскоре, правда, его снимут).
Во второй половине тридцатых годов ХХ века начал свое карьерное восхождение молодой и честолюбивый Леонид Брежнев. Время было – самый разгар сталинских репрессий. Нужно было двигаться очень осторожно. В мае 1937 г. Брежнев становится заместителем председателя Днепродзержинского горисполкома. Через год – он начальник отдела «советской торговли» Днепропетровского обкома компартии Украины. 7 февраля 1939 г. Брежнева утвердили третьим секретарем обкома по идеологическим вопросам. 4 апреля 1940г. лидер коммунистов Украины Никита Хрущев подписал постановление об утверждении Брежнева членом бюро обкома. Он стал секретарем обкома по оборонной промышленности Днепропетровщины.
Брежнев по характеру был большим честолюбцем, но никак не карьеристом, который шел по трупам. Причем он не столько ставил какие-то конкретные цели и добивался их, сколько удачно использовал разные ситуации, когда он мог, вдруг оказывался полезен. Выбирал чаще не он, ситуация сама выбирала его. А он, как человек мудрый, не сопротивлялся судьбе. Но не был Брежнев и эдаким простачком, плывущим по течению и слепо исполняющим волю покровителей. Такой обманчивый образ Брежнева позже принесет немало хлопот не только Никите Хрущеву, но и его соратникам по перевороту 1964 г., рассматривавшим его как «технического» руководителя.
1939 год. В Советском Союзе проводится третья Всесоюзная перепись населения. Днепропетровск имеет 500 тысяч жителей. Днепропетровская область простирается от Орели на севере, до Азовского моря на юге. Правда, уже в этом году из состава Днепропетровской области выделяют Запорожскую. Днепропетровск – крупнейший промышленный центр Юго-Восточной Украины. Хорошее место для карьерного старта. Но «засидеться» Брежневу здесь так и не дала война, которая грянула 22 июня 1941 г.
«Малая земля» и большая любовь
14 июля 1941 г. секретарь Днепропетровского обкома партии Леонид Ильич Брежнев выехал на фронт. Его назначили заместителем начальника политотдела Южного фронта. Самое заметное военное приключение Брежнева – “Малая земля”. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов ХХ века словосочетание «Малая земля» гремело по всей советской стране. Это название маленького плацдарма в районе Новороссийска и одноименных воспоминаний генерального секретаря Брежнева. Начальник политотдела 18-й армии Леонид Брежнев в 1943 г. принял участие в решительной схватке под Новороссийском в десанте Героя Советского Союза майора Куникова.
«В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года штурмовой батальон майора Цезаря Львовича Куникова, бывшего журналиста, на катерах пересек Цемесскую бухту и, подойдя к скалистому берегу Мысхако, неожиданно для противника высадился там на берег… Занятый плацдарм получил название «Малая земля», площадь его увеличилась до 30 квадратных километров… Десантники продержались семь месяцев, оттянув на себя значительные вражеские силы» (http://lenta.ru/articles). События на «Малой земле» не были крупной военной операцией, скорее героический эпизод, но пребывание Брежнева на вершине власти сделало из этого еще и крупный миф. За свои более чем скромные военные заслуги Брежнев получил массу наград, даже орден «Победа», который давали только за проведение операций в масштабах фронтов или групп фронтов.
Новороссийск был вторым после Днепропетровска любимым городом для Брежнева. Между прочим, в сентябре 2004 г. в центре Новороссийска торжественно открыли памятник Брежневу, получивший название «Человек, идущий по городу». Он изображает «шагающего вперед энергичного Брежнева в костюме и с плащом, перекинутым за спину». Вопрос о том, чтобы поставить памятник Брежневу в Днепропетровске, никогда даже не поднимался. Разница менталитетов?
Рассказывают историю. Будто бы во время войны Брежнев познакомился с медсестрой Тамарой. Она стала его самой большой любовью. Дошло до того, что Леонид Ильич приехал с ней к жене и детям, которые были в эвакуации, и заявил, что уходит. Но дети стали умолять отца не бросать семью, и Леонид Ильич не смог пересилить отцовское чувство.
Из книги племянницы Леонида Ильича Любови Брежневой «Племянница Генсека»: «Какая это была женщина, Тома моя! – сказал как-то дядя. – Любил ее как... Благодаря ей и выжил. С ума сходил, от одного ее голоса в дрожь бросало. Однажды вышел из блиндажа... слышу, Тамара моя за поворотом с кем-то из офицеров разговаривает и смеется. Остановился я, слушаю как завороженный, и такое счастье меня охватило, так что-то сердце сжалось. Прислонился к стене и заплакал...». Дошли каким-то образом слухи о романе генерала Брежнева до Сталина... Бросить семью значило получить выговор по партийной линии, последствия чего были известны. К тому же мать, которую Леонид очень любил и с которой считался, против второго брака возражала. Она понимала, что сын Викторию не любит, но были внуки Галя и Юра, которых она жалела... Роман с Тамарой у Леонида тянулся долгие годы, они сходились и вновь расходились...». Тамара не без участия Брежнева получила квартиру в Москве, удачно вышла замуж за военного. Муж ее стал генералом.
Леонид Брежнев и его адъютант
Леонид Брежнев и возрождение Днепропетровска
После войны Брежнев демобилизовался. В августе 1946 года назначен первым секретарем Запорожского обкома КП(б)У. Там он очень хорошо себя проявил, курируя восстановление Днепрогэса, «Запорожстали», «Днепроспецстали» и многих других стратегических объектов. После успехов в Запорожье, Брежнева направляют восстанавливать родную Днепропетровскую область. 9 декабря 1947 г. его снова назначили первым секретарем Днепропетровского обкома партии. Брежнев проработал на этом посту неполных три года, до июля 1950 г. Как раз именно на эти годы пришлись трудности и успехи основных работ по восстановлению города.
Одного из друзей молодости Брежнева спросили: «Брежнев работал в Запорожье не более года. Как можно оценить его труд здесь?» Ответ: «Лучше всех его труд оценил Сталин. Если бы Брежнев в чём-то не удовлетворял его, то престижное назначение в Днепропетровск он бы никогда не получил» (http://soyuzssr.narod.ru).
В наследство от оккупации в городе практически отсутствовала промышленность и было разрушено 40 % жилого фонда. В своей книге Брежнев много пишет об этом периоде своей жизни, о Днепропетровске. Сразу же оговорюсь, что во время перестройки литературные труды Брежнева называли чуть ли не курьезом, хотя, если вчитаться – это неплохие мемуары, как обычно, прошедшие литературную обработку профессионалов. Поэтому их можно использовать в качестве источника. Брежнев пишет: «Разруха и здесь была страшная. В Днепропетровске гитлеровцы взорвали и сожгли сто семьдесят заводов, шестьсот пятьдесят семь крупных жилых домов, двадцать восемь больниц. Сняли и вывезли в Германию шестьдесят восемь километров трамвайного пути и более ста километров медного контактного провода. Разрушили театр оперы и балета (речь идет о дворце имени Ильича – М.К.), художественный музей, университет, почти все школы и все институты, вокзалы и железнодорожные мосты. Великолепный Дворец металлургов фашисты превратили в конюшню: светлые залы были разгорожены стойлами, наборный паркет завален конским навозом».
Дальше Брежнев рисует картину разрушенного города: «В Днепропетровске, по существу, не было центра, проспект Карла Маркса еще лежал в руинах, а на окраинах строились примитивные рабочие поселки… Необходимо было заставить заводы строить не дешевые времянки, а благоустроенные дома, не на заставах, а в центре. Дружески беседуя с директорами, я доказывал: их ведомственная строительная политика дает лишь иллюзию экономии средств, рано или поздно она обернется убытком. На бюро обкома шел уже официальный разговор о том, что мы обязаны застроить главные магистрали города, поставить на них красивые дома, заселить их лучшими производственниками, инвалидами Отечественной войны, семьями погибших, чтобы они на деле ощутили заботу партии и правительства об улучшении их жизни. Но дело двигалось медленно». Справедливости ради стоит отметить, что заботу партии и правительства «ощутили», конечно же, далеко не все, что в новых заводских домах на проспекте Карла Маркса квартиры давали сначала администрации, а потом уже лучшим работникам. Жилищную проблему тогда решить в полной мере не удалось, позднее на этой почве возникли пресловутые «хрущевки».
Однако уже тогда, в первые послевоенные годы, в кабинете первого секретаря Брежнева рождались интересные проекты стратегического развития города, которые потом реализовались уже под патронатом генерального секретаря Брежнева. Самый яркий пример – судьба Набережной. Снова – фрагмент воспоминаний: «Интереснее всего, пожалуй, сложилась судьба набережной. Сейчас это красивейшее место в городе, а тогда фашисты оставили от нее одни развалины. Я представлял себе эту набережную отстроенной. Но хозяйственники, вникая в радужные перспективы, только головами качали: «Кто же доживет увидеть такую красоту?». Почти все и дожили! Довольно скоро смекнул народ, что обосноваться на берегу совсем не плохо – Днепр есть Днепр, – кинулись просить участки, но было поздно: их уже раздавал под застройку исполком городского Совета».
В тех же воспоминаниях Л.И. Брежнева не без пафоса описан процесс восстановления Днепропетровска: «Заводы отливали чугунные решетки для скверов, ставили фонари, опоры для трамвайной линии. Тысячи рабочих и служащих выходили на воскресники – разбирали завалы, сажали цветы и деревья… Большой радостью для ребят было открытие детской железной дороги. Потом мы получили в ВЦСПС (главная профсоюзная организация СССР – М.К.) деньги на восстановление дворца екатеринославских времен (Потемкинского – М.К.). Его решено было передать студентам, и каждый вузовец отрабатывал пятьдесят часов на строительстве. Так появился у нас Дворец культуры студентов – замечательный памятник архитектуры и самый популярный молодежный клуб в Днепропетровске».
26 июля 1950 г. Брежнев покинул пост первого секретаря Днепропетровского обкома и переехал на работу в Молдавию. Но «малая родина» без прикрытия не осталась. Брежнева сменил на посту главы области Андрей Павлович Кириленко (до 1955 г.). В будущем Кириленко станет одним из ближайших соратников Брежнева. Он сделает его секретарем Центрального Комитета КПСС (с 1966 г.) и дважды Героем Социалистического Труда (1966, 1976 гг.).
Как Брежнев попал в Молдавию
Существует красивая легенда о причине перевода Брежнева из Днепропетровска в Молдавию. В Молдавии с августа 1945г. работал известный народный ансамбль «Жок». «В Москве, во время подготовки торжеств к 70-летию Сталина, концертные номера для вождя отбирал сам Лаврентий Берия. И молдавские танцы в исполнении «Жока» ему очень понравились. Выбор своей «правой руки» одобрил и Сталин, который от «Жока» был в восторге. Настолько, что, завидев после концерта человека с ярко выраженной молдавской внешностью, сказал ему: «Здорово танцуют твои молдаване». Человеком этим был Брежнев. Кстати, совсем не молдаванин. Когда кто-то из приближенных Сталина поправил вождя, тот ответил: «Сталин никогда не ошибается». И через несколько дней Брежнев был переведен из Днепропетровска, где проходил службу, в Кишинев. Здесь он стал первым секретарем ЦК Компартии Молдавии. (http://www.allmoldova.com).
Скорее всего, причины перевода Брежнева более прозаичны. Сталин заметил перспективного управленца и повысил его в должности. Молдавия – невелика по территории и не играла особой роли (кроме геополитической) в структуре СССР, но должность лидера союзной республики, конечно же, повышала рейтинг и возможности карьерного роста для Брежнева.
***
Путь Леонида Ильича к вершинам власти был наполнен географическими виражами. Партия регулярно ротировала кадры, бросая ответственных и надежных людей на разные участки «партийно-государственного фронта». Из Днепропетровска Брежнев попал на работу в Молдавию, потом в Казахстан руководить освоением целины. И уже потом оказался в Москве.
Максим КАВУН
(Продолжение следует)
Другие статьи выпуска: | |