ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть IV | |
Выпуск 150 от 29.11.2006. Тема "История города"
Часть IV (начало в №43-45 от 08, 15 и 22.11.2006г.)
Соборная площадь появилась в потемкинских «прожектах» Екатеринослава не случайно. Городу – южной столице империи, спроектированному в гигантских масштабах, – нужен был подобающий центр. Архитекторы Потемкина спроектировали площадь как центр имперского города, с претенциозными дворцами и грандиозным собором. Жизнь распорядилась иначе. Первые пятьдесят лет площадь была эфемерной, будучи нарисованной только на генеральных планах. В середине XIX века с трудом построили Преображенский собор. Площадь в целом застроилась только через сто лет после «прожектов» Светлейшего князя. Переименованная большевиками в Октябрьскую, нагорная площадь и сейчас является местом, где находятся главные культурные и мемориальные сооружения Днепропетровска. В наши дни активно обсуждается вопрос о реконструкции всей площади и возвращении ей исторического названия – Соборная.
Соборная площадь Екатеринослава. Рисунок середины XIX в.
Первые памятники на площади. Бронзовая императрица Екатерина
Одновременно со строительством на вершине пустынной горы Преображенского собора, на огромной площади появляются первые памятники – Екатерининская миля и колонна. Екатерининская миля была капитально отреставрирована и превращена в городской памятник. Миля находилась на земляном кургане, в 1834 г. этот курган срыли, а милю обнесли решеткой. Мраморная колонна появилась в ограде собора, на месте, где 9 мая 1787 г. был заложен собор и город. Колонну привезли из развалин Херсонеса Таврического. На рубеже XIX – XX вв. колонна валялась возле своего постамента, служа скамейкой для отдыхающих. В начале ХХ в. профессор Яворницкий перенес колонну в музей Поля как экспонат; она сохранилась до наших дней. Памятник-колонну можно восстановить, но пока таких предложений не поступало.
В 1846 г. в центре Соборной площади, перед воротами ограды Преображенского собора, открыли памятник Екатерине II. Статуя, поставленная в Екатеринославе, была отлита в Берлине немецкими мастерами в 1788 г., и, видимо, была той самой статуей, которую когда-то заказывал Потемкин и предполагал установить в Екатеринославе на площади перед своим дворцом. Потемкин умер, о заказе забыли, статуя попала в Россию, однако сменила массу владельцев. Среди них был и Пушкин, получивший «медную бабушку» (так он называл статую в письмах) в приданом жены Натальи Николаевны Гончаровой. После этого статуя довольно долго «скиталась». Наконец, екатеринославское дворянство выкупило ее и поставило на Соборной площади.
Памятник Екатерине II, отлитый из бронзы, представлял статую императрицы, обращенную к югу, в торжественной римской одежде. Правой рукой Екатерина II указывала на раскрытую книгу законов, левой указывала на юг, что, видимо, означало движение Российской империи в южном направлении, к Константинополю. В передней части статуи, ниже ног фигуры императрицы, находилась надпись (на латинском языке): «Артисты берлинские работали: Мейер вылепил, Маукиш дал вид, Мельтцер закончил после шести лет. 1788». На постаменте памятника была укреплена доска с посвятительной надписью от екатеринославского дворянства. Памятник окружала красивая чугунная ограда, украшенная военной атрибутикой. В рисунок ограды вплетались гербы городов Екатеринославской губернии. Высота статуи Екатерины II составляла 4,5 аршина (3,2 м), всего памятника – около 5 метров. Памятник Екатерине стал визуальным центром, фокусом Соборной площади. Доску с постамента, правда, украли еще в начале ХХ века, но сам памятник простоял на старом месте до 1914 г.
Зелень посреди «пустого поля»
Сразу после возведения Преображенского собора в его ограде высадили деревья и тем самым положили начало озеленению пространства. Именно таким путем «пустое поле» и превращалось в городскую площадь. На рисунках второй половины 1840-х гг. хорошо видна зелень в ограде собора, и пока еще незастроенная и поросшая травой остальная часть вершины холма. Второй «зеленый очаг» на площади появился после сооружения памятника Екатерине II. Городская Дума Екатеринослава выделила для памятника в 1846 г. место на Соборной площади длиной 48 саженей, а шириной 53 сажени (102 х 113 метров). И вот сразу после открытия памятника, в конце 1840-х гг., вокруг него в границах этой территории разбили сквер квадратной формы. Он так и назывался – «Екатерининский».
Начало озеленению Соборной площади было положено, но все равно до конца ХIХ в. сад в ограде собора и Екатерининский сквер были единственными зелеными участками в центре площади. Окончательное озеленение открытого пространства Соборной – Октябрьской площади относится уже к середине ХХ века. И все равно историк архитектуры Олег Швидковский в книге «Днепропетровск» 1960 г. предпочел называть Октябрьскую площадь «Октябрьским полем».
На площади кричали троекратное «Ура!»
Постепенно оформляющееся пространство Соборной площади Екатеринослава уже с середины XIX в. начинает активно выполнять общественно-идеологические функции. В донесении губернского предводителя екатеринославского дворянства барона Франка министру внутренних дел Л.А. Перовскому (от 30 сентября 1846 г.) зафиксирован торжественный церемониал открытия памятника Екатерине II 26 сентября 1846 г.: «В присутствии многочисленных зрителей после отправления литургии Екатеринославским и Таганрогским Епископом покров с памятника был снят, и выстроенный перед памятником внутренний гарнизон прокричал троекратно «ура», окропили памятник водой, кафедральный протоирей произнес речь, состоялся крестный ход, церемониальный марш. Крестный ход возвратился в Преображенский Собор, а по всем церквям Екатеринослава звонили колокола. По окончании молебствия, предводители дворянства были приглашены вместе с екатеринославскими дворянами и служащими чиновниками присутственных мест к обеду, а для низшего сословия на площади перед памятником сделан был обед».
В конце XIX века Соборная площадь органично включилась в структуру жизни индустриального Екатеринослава. Именно здесь был устроен апогей празднования 100-летнего юбилея Екатеринослава 9 мая 1887 г. Перед Преображенским собором состоялся всенародный молебен, в котором участвовали, по оценкам, не менее 15-ти тысяч жителей. Пресса сообщала, что вечером того же дня на Соборной площади были «показаны народу волшебного фонаря картины» с участием не менее 5-ти тысяч человек.
Две площади в одной. Соборная и Ярмарочная
Даже к 1850-м годам Соборная площадь никак не хотела полностью застраиваться. Формирование застройки вершины нагорной части затянулось на несколько десятилетий, до конца XIX века. В июне 1846 г. писатель Виссарион Белинский при посещении Екатеринослава отметил: «На огромной (незастроенной) площади стоит храм, довольно большой, но он занимает только место алтаря по прежнему плану. Потемкин хотел его строить на целый аршин кругом шире собора Петра и Павла в Риме – величайшего в Европе храма. Но он умер, и с ним умерли все его исполинские планы. На той же площади стоит дворец Потемкина…». Очевидец середины XIX в. отождествил все пространство нагорной части с единой площадью, так как здесь находились всего два сооружения.
Соборная площадь, официально названная так в 1834 г., среди населения Екатеринослава называлась Ярмарочной. В середине XIX в. незанятое пространство к югу от памятника Екатерине II стали использовать для торговли в установленные ярмарочные дни. Да еще как использовать! Сохранились воспоминания очевидцев, что торговля на вершине холма доходила в конце ХХ в. до нынешней Севастопольской улицы и парка. Кстати, в документах об установке памятника Екатерине II в 1846 г. Соборная площадь фигурирует именно как Ярмарочная.
Соборная площадь в том виде, как ее представляли императоры и их зодчие, не получилась. Что дальше? Огромное незастроенное пространство на горе все-таки обросло кварталами. Площадь в основном застроилась только в 1870 – 1880-х годах. Бывшее «пустое поле» разделилось на два участка. Названия «Соборная» и «Ярмарочная» не заменили одно другого, а разделились топографически – Ярмарочной площадью стали называть юго-западную часть «поля». На плане землемера Пупырникова 1885 г. пустая вершина названа «Соборная площадь» (к северу) и «Ярмарочная площадь» (к югу).
Вместо казенного николаевского ампира, Соборная площадь застраивалась уютными особняками да доходными домами. От этой эпохи до наших дней уцелели здания под № 6, 8, 9, 9-А, 10, 11. Домом № 10 владел известный промышленник, меценат и культурный деятель Александр Поль (1832 – 1890). Появились и совсем новые стили – в конце XIX века соорудили водокачку в тяжелом романском стиле башни-замка. Стояла она, между прочим, на бульваре нынешнего Проспекта, аккурат напротив старого корпуса музея.
В 1866 г. на гору провели первый водопровод, а 1897 г. – первый маршрут трамвая. Однако даже в 1886 г. попечитель учебного округа говорил о мужской гимназии на площади так: «здание… гимназии находится за городом вдали от центра, на крутой горе, лишенной тротуаров, дурно вымощенной, осенью и зимою трудно доступной, что заметно влияет на правильное посещение уроков учащими и учащимися…».
Окончательно оформилась Соборная площадь на рубеже XIX и XX веков. Причины этого лежат уже в социально-экономической сфере – экономический подъем Екатеринослава обеспечил развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры в этой части города. В 1899 – 1903 гг. возвели масштабное здание главного корпуса Екатеринославского высшего горного училища, реконструированное затем перед Первой мировой войной (Национальный горный университет). Это здание окончательно разделило два пространства, вытеснило торговую функцию к юго-западу. Островок торговой деятельности сохранился сейчас только в виде Лагерного рынка (Нагорный).
Два музея в центре площади
В апреле 1902 г. по инициативе Екатеринославского Научного общества в городе был основан музей. Городская музейная традиция восходит к 1849 г., когда по инициативе губернатора Андрея Фабра и директора училищ Якова Грахова появился первый небольшой «музеум». Тот музей быстро закрылся. Но в начале ХХ века Екатеринославу, как одному из крупнейших городов Южной России, полагался свой «музей». Хотя бы «для престижу». На сей раз городское общество всерьез принялось за дело; музей не только появился, но слава Богу, живет и развивается по сей день. Строить здание музея решили… в центре Соборной площади. Трудно сказать, какими конкретно соображениями руководствовались строители музея. Наиболее вероятный мотив – город не мог, да и не очень хотел изыскивать для музея участок земли. Ведь Екатеринослав начала прошлого века был охвачен строительной лихорадкой – свободных земель уже просто не было. Сегодняшний Днепропетровск как раз входит в похожую стадию.
В этой ситуации решено было закрыть глаза на то, что площадь изначально планировалась незастроенной, открытой. Классицизм полностью уступил место утилитаризму. Через сто с лишним лет после Екатерины, через полвека после Николая, идеальные соображения архитектора заменились прагматическими соображениями, в основе которых уже лежал элементарный экономический расчет. И вот на Соборной площади непосредственно на красной линии Екатерининского проспекта, по одной оси с Преображенским собором было сооружено здание для «Екатеринославского краевого историко-археологического музея имени Поля». Так назывался когда-то современный исторический музей имени Яворницкого. Получилось сравнительно небольшое прямоугольное здание в неоклассическом стиле, с элементами эклектики и очень богатым декором. Проект был красивым, но не оригинальным. В статье по истории музея 1929 г. упомянуто, что «за основу проекта дома был взят дом Гофмана в Берлине с некоторыми, правда, изменениями и дополнениями». Строительство велось с августа 1903 по август 1905 гг. Руководили строительством инженер Г.И. Панафутин и архитектор-инженер Сандецкий.
Что получилось в результате? Красивый корпус музея впервые отделил пространство площади от красной линии Екатерининского проспекта. Дальше – больше. Количество экспонатов городского музея и его популярность начали стремительно расти, и вскоре музею стало тесно в новом здании. В 1912 г. директор музея Дмитрий Яворницкий выдвинул предложение построить новый корпус музея – больше и лучше прежнего. Городская управа смогла предложить участок… только возле уже построенного здания, тоже прямо на Соборной площади и красной линии проспекта. Таковы законы рынка… В 1912 г. начали строить второй импозантный корпус музея. Образцом был избран план Египетского музея в Каире. Но тут грянула война, и с 1914 г. почти построенное здание законсервировали. Достроили его только в 1930-х гг. Сейчас здание занимают исторический музей и областная научная библиотека.
Зачем перенесли Екатерину?
Итак, в начале ХХ в. пространство площади отделилось от линии Екатерининского проспекта. И тут выяснилась одна характерная деталь. Памятник Екатерине II (поставленный почти в географическом центре площади) в результате застройки со стороны проспекта стал понемногу терять свое значение. Статуя Екатерины оказалась окруженной деревьями и закрытой для обозрения. Памятник явно не вписывался в новую ситуацию. Нужно было что-то делать.
Екатеринославский краевой музей имени Поля. Фото начала ХХ в.
В 1914 г., незадолго до Первой мировой войны Д.И. Яворницкий предложил перенести статую Екатерины II и установить ее на бульваре Екатерининского проспекта – между главным корпусом горного института (просп. К. Маркса, 21) и строившимся новым корпусом исторического музея (просп. К. Маркса, 18). Бронзовая императрица, простоявшая перед собором 68 лет, вынуждена была сменить «место жительства» и переехала таки на проспект. Для памятника изготовили новый постамент из финляндского гранита в неоклассическом стиле, с элементами эклектики. Автором его была художница и скульптор Е.Р. Трипольская. Памятник довольно удачно вписался между двумя зданиями, выполненными в одном неоклассическом стиле. Получился определенный ансамбль, но… сориентированный исключительно на линию главного проспекта. Композиция Соборной площади стремительно разрушалась. Теперь статуя Екатерины II, когда-то смотревшая на юг, была развернута на северо-запад, к линии Екатерининского проспекта, уходящей в “Нижний город” – реальный эпицентр деловой и торгово-промышленной активности Екатеринослава. Это была своеобразная неоклассическая декорация к буржуазному городу, городу – заводу и денежному мешку.
Этот новый архитектурно-скульптурный театр просуществовал очень недолго. В 1917 г., с началом революционных событий, памятник Екатерине II был свергнут со своего постамента. Статую тайно закопали в земле около главного корпуса музея Д.И. Яворницкий и его студенты. Потом бронзовую Екатерину вновь откопали, поставили возле «каменных баб». А в 1941 г. статуя исчезла и до сих пор судьба её неизвестна. Постамент же долго оставался незанятым, и пустовал до 1971 г., когда на нем установили памятник… Михаилу Ломоносову.
Ко времени революционного катаклизма 1917 – 1921 гг. Соборная площадь Екатеринослава обрела завершенные очертания, будучи застроенной со всех сторон. Центральная часть по-прежнему не имела четкой планировки. В начале ХХ века свободное пространство в центре площади часто использовалось для разного рода массовых мероприятий и спортивных состязаний. Площадь уже стала реальным центром «верхнего города» Екатеринослава, вписывалась в его инфраструктуру, но… тут грянула революция.
Максим КАВУН (Окончание в следующем номере)
Уточнение: в статье «История Соборной площади. Часть III» в №45 подписи под иллюстрациями следует поменять местами.
Другие статьи выпуска: | |