Ландшафтный Фэн Шуй Окружение вашего дома | |
Выпуск 133 от 26.07.2006. Тема "Фэн Шуй Пространства"
Волшебником буду сегодня — И неудачу в удачу я превращу…
Фэн Шуй - древнее китайское учение, которое исследует взаимосвязь между человеком и пространством. Одним из направлений, которому Фэн Шуй уделяет большое внимание, является ландшафтный Фэн Шуй.
Первое упоминание о саде относится к 74 г. н. э (Китай, период Хейан ( 794 – 1185 г. н. э) - это описание впечатления императора, наблюдавшего за карпами которые плавали в пруду. Первый сад также был расположен рядом с жилищем императора. В то время сады в Китае занимали огромные территории. Сады были таких размеров, что в них можно было охотиться. В центре каждого сада располагалось большое озеро или пруд, который служил для снабжения водой и развлечения знати - большой популярностью в то время пользовалось катание на лодках. Вот как описывались катания этого периода в книге “Сказание Гендзи” : “ В день путешествия императора... С плывущих по озеру лодок была слышна музыка, сопровождающаяся бесконечной чередой китайских и корейских танцев. Звуки свирелей и барабанов разносились по окрестностям»... Сады изобиловали извилистыми ручейками, их располагали вокруг прудов и оформляли разнообразными растениями. Китайские, а позднее и японские сады создавались в соответствии с требованиями Фэн Шуй, чтобы достичь баланса между Инь и Янь (Инь - ландшафтный сад, Янь - застроенное пространство). Это были удивительные сады, полные красок, пения птиц, движения воды. Они являлись неотъемлемой частью архитектурных ансамблей того времени. Дома располагали на открытых, хорошо освещённых пространствах, так, чтобы можно было любоваться окружающим ландшафтом прямо из дома, сдвинув стенные панели, впуская в помещение свет и воздух.
Аристократы сами занимались созданием садов, поскольку это занятие считалось уделом образованных людей. В конце ХІ века было издано руководство по садовым ландшафтам, известное как Сакутэки. Один из основных советов заключается в использовании естественного ландшафта в качестве модели.
Учитесь у природы: если вы хотите соорудить водопад в своем саду, посмотрите - как он выглядит в естественных условиях, и поймите, как он возник. Затем вернитесь в сад и воссоздайте все, что вы увидели и поняли. Старинные сады воссоздавали природу в утонченной манере. Религия Японии - синтоизм - корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажами. Некоторые уголки сада провозглашали священными, люди там могли общаться с богами. Горные вершины Фудзи, озера, пещеры, водопады, рощи, деревья считались пристанищами богов. В садах особенно ценили раннецветущие растения. Особенной популярностью в садах пользовались азалии. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Кроме того, большое внимание древние уделяли вечнозелёным и хвойным растениям.
Буддийская религия рассматривает идею изменения и восприятия окружающего нас мира как один из аспектов реальности. Она побуждает создателя сада трактовать пространство как ландшафт, копирующий идеализированный вариант Рая. Одиночный камень, возвышающийся над поверхностью пруда, можно считать просто камнем, а можно представить горой, окруженной морем. Сад - это огромный источник образов для зрителя. Сад - это место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности.
Конец периода Хейан отмечен переходом власти от аристократии к военным. По мере развития феодализма и появления богатых людей сады перестали быть принадлежностью избранных. Военные исповедовали дзен – буддизм, который оказал наибольшее заметное влияние на культуру Японии. В дзенских храмах и монастырях часто устраивали сады с сухими пейзажами, именуемыми каресансуй. Особенно известен сад камней, выполненный в этой технике в храме Реандзи в Киото. Основанный в 1499 году, этот сад до наших дней обладает удивительной притягательной силой и привлекает каждый год тысячи посетителей. Он был выделен как объект мирового наследия. Сад позволяет довести воображение до предела, когда композиции из камней воспринимаются как проявляющиеся весной плеяды звезд, райские острова из легенды или горные вершины, парящие в тумане. А камни остаются молчаливыми и таинственными.
Сады создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Сад позволяет приобщиться к первоисточнику всего земного, именуемого природой.
Традиция создания садов получила дальнейшее развитие в XVI веке с возникновением чайной церемонии, которая заключалась в ритуале приготовления и угощения чаем. Её проводили в специальной комнате или павильоне, путь к которому проходил через сад. Дорожки, выложенные камнем, имитировали горную тропу. Впоследствии они получили широкое распространение как дань традиции использования их в чайных садах. Оттуда же идет практика размещения в современных садах каменных фонарей и чаш с водой. В чайной комнате самое почетное место занимала цветочная аранжировка, соответствующая сезону. В наши дни сады Китая и Японии отличаются характерной сезонной декоративностью. Весной сменяет друг друга цветение сливовых и вишнёвых деревьев, ирисов и азалий, а осенью основным украшением становится яркая листва японских кленов.
Традиции создания сада в Китае и Японии соответствовали Фэн Шуй и передавались от одного поколения к другому. Существовало большое разнообразие садов, имеющих различное назначение - сад энергетический, сад целительный, сад для медитации, сад влюбленных, сад детский, сад фруктовый, сад уединения, сад зимний и т. д.
В настоящее время садоводы и ландшафтные архитекторы при создании современных садов также используют искусство Фэн Шуй для гармонизации их со вселенной.
Ландшафтный сад или внутренний дворик могут включать следующие основные элементы: пруд, в котором плавают черепахи или рыбки, растут лотосы - обозначает успех и единство; остров на пруду - символизирует непрерывность; камни - олицетворяют горы и холмы как элементы Фэн Шуй, поток воды - воплощает богатство. Растения должны быть с благоприятным символическим значением. Деревья в большом саду олицетворяют силу, а холмы, символами которых являются камни, в Фэн Шуй считаются источником жизни, они обеспечивали человека водой. Холмы относятся к Ян, и их следует дополнять элементами Инь, такими как пруды. На пруду может быть размещена беседка в качестве фокусной точки, а также для уравновешивания воды - элемента Инь.
По силе своего воздействия хорошо разбитый и ухоженный сад не уступает правильно устроенному дому, он значительно повышает уровень жизненной праны. Сад непосредственно и осязаемо соединяет нас с колесом жизни. Следуя законам Фэн Шуй, можно так организовать пространство, чтобы оно отвечало вашим потребностям и содействовало проявлению чувств, скрытых в глубинах души.
Наталья Заяц, архитектор-дизайнер, мастер Фэн Шуй
Другие статьи выпуска: | |