RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Выбрать год:   2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры


  Как возрождался Днепропетровск.
Выпуск 124 от 24.05.2006. Тема "История города"

Днепропетровск находился под властью немцев, итальянцев и румын чуть более двух лет, с 25 августа 1941 г. Город освободили 25 октября 1943 г. мощным ударом Красной Армии с Юго-Востока. Войска ушли дальше на Запад, а жители остались наедине с разрушенным городом. “Столица Приднепровья” лежала в руинах, и требовались огромные финансовые вливания и рабочая сила, чтобы восстановить город в прежнем облике. Современный Днепропетровск несет в себе очень много от той, послевоенной, эпохи. Как проводилась колоссальная операция под названием «восстановление Днепропетровска»? Краткий рассказ о том, что можно и нужно вспоминать не только в День Победы.


Разрушеная немцами гостиница "Украина"


«Три кита» восстановительного процесса

«Город снова наш, но в каком ужасном виде! …Надо как можно скорее залечить глубокие раны, нанесенные заводам и вузам, улицам, площадям, паркам». Так передал послевоенные эмоции днепропетровцев известный краевед и журналист Михаил Шатров. Быстрое и планомерное возрождение городского механизма стало возможным за счет ресурсов государственной машины, огромных капиталовложений и массового народного энтузиазма. Это не пафосные слова, а реалии послевоенного времени. Еще не закончилась война, а в январе 1945 г. в Днепропетровске работали снова почти все предприятия. Из 170 бывших до войны предприятий выдавали продукцию 158. На восстановлении заводов трудились даже женские бригады – в апреле 1944 г. на заводе Карла Либкнехта работали 16 женских бригад.

В ноябре 1943г. был пущен городской трамвай. Полностью восстановить трамвайное хозяйство города удалось уже в 1948г. В 1947 г. в Днепропетровске впервые появился троллейбус. Первая линия прошла от вокзала до горсовета (сейчас это училище культуры на углу проспекта и Екатеринославского бульвара). В 1948 г. проложили новую троллейбусную линию от вокзала до парка Шевченко длиной 4,2 километра. В ноябре 1949 г. еще одна троллейбусная линия связала два берега Днепра – центральный район с Амур-Нижнеднепровском. Правда, в официальном документе 1947 г. транспорт все еще называли одним из самых «узких мест» городского коммунального хозяйства.

Понемногу оживали культурные учреждения. Уже в 1945 г. работали основные театры и Дворцы культуры. В 1947 г. открылась городская публичная библиотека. Она начала свою работу почти с нуля – с фондом всего в 7 тысяч книг. В 1948 г. в 15 вузах Днепропетровска обучалось уже свыше 15 тысяч студентов - по одной тысяче человек на каждый вуз. 16 января 1945 г. возобновился выпуск областной газеты «Днепровская правда». А еще раньше, сразу же после освобождения, стала вновь выходить областная газета «Зоря».

Самым трудоемким процессом оказалась реконструкция жилого фонда. Его удалось восстановить в довоенных размерах только в 1953 г.

«План великих работ». Ожившие металлургические гиганты

Так назвала главная союзная газета «Правда» пятилетний план развития всей страны на 1946 – 1950 гг. Задача, по большому счету, стояла одна – восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства в разрушенных районах. 27 декабря 1946 г. местные газеты сообщили, что «Петровка» досрочно выполнила план первого года четвертой пятилетки. Завод Ленина, метизный завод, коксохимический завод выполнили план. Завод металлоконструкций уже в 1946 г. достиг довоенного уровня производства, хотя площадь его цехов была втрое меньше довоенной, а станочный парк уменьшился в три раза.

26 апреля 1947 г. газета «Днепровская правда» писала: «У сталеплавильщиков металлургического завода им. Петровского большое радостное событие: ожила разрушенная врагом, заново восстановленная крупнейшая на Приднепровье мартеновская печь № 10… Сегодня в 2 час. 30 мин. выдана первая плавка весом около 100 тонн». К февралю 1948 г. восстановили доменную и мартеновскую печи на заводе им. Петровского, мартеновскую печь и колесопрокатный цех на заводе имени Карла Либкнехта и другие самые важные промышленные объекты Днепропетровска.

Новые старые мосты

До войны в Днепропетровске было два моста – оба железнодорожные. Главный, который теперь называют Амурским или «старым», и Мерефо-Херсонский. Старый мост, построенный в 1884 г., соединил оба берега Днепра, Криворожский железорудный бассейн с Донецким угольным бассейном. С него начиналась история мощного промышленного центра на Днепре. Екатеринослав, сквозь который тогда прошла железная дорога, стал узловым центром в месте пересечения транспортных и финансовых потоков. Амурский мост был третьим по величине в Европе. Но это чудо инженерной мысли войны не щадили. Первый раз его взорвали махновцы. Второй раз – гитлеровцы. Картина была ужасная – торчащие из воды опоры моста и в воде – части огромных конструкций. Однако уже через два года мост удалось полностью восстановить. Сохранился даже рапорт об этом событии, датированный 31 января 1946 г. «Коллектив строительства 151 рапортует о выполнении срочного задания по капитальному восстановлению моста через реку Днепр у г. Днепропетровска. 30 января по мосту открыто движение поездов. Ввод в эксплуатацию этого моста коренным образом улучшает эксплуатационную работу важнейшего направления, связывающего Кривбасс с Донбассом…». Процесс восстановления занял 13 месяцев. Пришлось снова сооружать 11 опор, подымать со дна реки обрушенные пролетные строения и пускать их металл в производство новых частей моста.

Еще одна цитата из рапорта: «Коллектив мобилизован и готовится к восстановлению самого крупного в Советском Союзе железобетонного моста через реку Днепр линии Мерефа-Херсон». Вскоре и это «срочное задание» было успешно выполнено – Мерефо-Херсонский мост также восстановили. Сегодня – это один из красивейших мостов в мире и обязательный элемент великолепной днепровской панорамы.

Реконструкция главного проспекта

Часть зданий на проспекте Карла Маркса напоминает застройку проспекта Ленина в Запорожье. Все правильно – главная магистраль ближайшего города (одна из самых длинных в Европе – больше 11 км) застраивалась после войны в том же стиле – «сталинский ампир». Здесь даже лучше, чем в Днепропетровске, представлены особенности этого стиля – обильный декор, гипсовые статуи – рабочие с колхозницами, символы – звезды, серпы с молотами и неизменные «сталинские» башенки и шишечки. Все это отменил после смерти Сталина Никита Хрущев, посчитав «архитектурным излишеством». И, тем не менее, эти здания 1950-х гг. до сих пор определяют облик центральной части Днепропетровска. Только в ближайшие несколько лет, кажется, их окончательно потеснят «небоскребы».

Два самых колоритных уголка послевоенного проспекта – это, пожалуй, угол улицы Ворошилова и Карла Маркса, и квартал между улицами Артема и Карла Либкнехта. На углу Ворошилова стоят два пятиэтажных дома, построенные в стиле неоклассицизма. Один наверху завершает колоннада, а другой - высокий шпиль со звездой. Эти колоннада и шпиль давно вписались в центральный ансамбль, да так хорошо, что стали своеобразным эталоном, уместным и в современной архитектуре. Достаточно посмотреть на новый деловой центр «Атриум», расположенный на квартал выше и открытый в 2005г. На нем установили очень похожую псевдоклассическую колоннаду, только металлическую, покрашенную в темно-серый цвет.

А между улицами Карла Либкнехта и Артема на проспекте расположились два внушительных здания сталинского стиля, занимающие каждое целый квартал, друг напротив друга. Эти жилые дома были построены для рабочих металлургических заводов Днепропетровска. И снова внушительный декор, советская символика, статуи рабочих и даже матери с ребенком и «рогом изобилия».

В послевоенное время главный проспект планировали восстановить в боле значительных масштабах, чем получилось в реальности. Были предложения сразу застраивать его домами не в пять, а в семь и более этажей, но от этой идеи почему-то отказались. На месте нынешнего оперного театра планировался огромный «просвет» вплоть до Днепра, чем-то напоминающий Марсово поле в Петербурге. Не получилось.

Самым изящным зданием послевоенной сталинской эпохи на проспекте является «дом с башней» на углу улицы Серова (архитектор Д. Щербаков). Легкая башня возвышается в несколько ярусов над пятиэтажным основным объемом. В советское время башня была видна на расстоянии нескольких кварталов. В новую эпоху довольно скоро она будет соседствовать с несколькими крупными деловыми центрами.

Знаковые сооружения: дворец, вокзал, гостиница

Интересно сложилась послевоенная судьба некоторых объектов Екатеринослава – Днепропетровска.

Дворец князя Потемкина. Бывший дом Дворянского собрания большевики в 1920-е годы отдали под дом отдыха рабочих завода имени Ильича. В 1943 г. массивное здание полностью выгорело. Сохранился один кирпичный остов с обрушившейся крышей. Такое здание – памятник архитектуры XVIII века – не могли снести, хотя от него оставались одни руины. Было найдено компромиссное решение: боковые флигели и колоннады оставили, как есть, а центральную часть фактически соорудили заново, добавив третий этаж, значительно увеличив объем, пристроив массивные портики в два этажа высотой. Новый старый дворец был открыт в 1952 г. Он был еще украшен барельефами Ленина, Сталина, скульптурами, изображавшими стремление советской молодежи к науке и увлечение «художественной самодеятельностью». Почему? Потому, что в отстроенном дворце князя Потемкина разместился первый в Советском Союзе «Дворец культуры студентов». Он здесь и сейчас, правда, «самодеятельность» сильно отличается от советской.

Железнодорожный вокзал. Старое здание в «неорусском» стиле появилось одновременно с открытием самой дороги, в 1884 г. После ухода немцев остался только первый этаж. Было принято решение отстроить вокзал по новому проекту известного московского архитектора Душкина, который участвовал в возведении знаменитых сталинских высоток и станций московского метро. Новый вокзал получился очень удачным, к тому же повторял силуэт старого с двумя башнями. Вокзал в Днепропетровске выполнен в строгом неоклассическом стиле, никаких лишних элементов и обильного декора. Он сразу стал одним из городских символов. А к 1958 г. перед зданием вокзала построили ансамбль зданий Привокзальной площади в том же стиле.

Гостиница «Украина». Бывший доходный дом Хренникова. Образец стиля «украинский модерн». Здание закончили в 1913 г., перед Первой Мировой войной. Центральная башня, решенная в стиле деревянных казацких церквей, была увенчана шпилем, изображавшим двух всадников. Цветные майоликовые вставки на фасадах. И что осталось – искореженный металлический каркас. Тоже восстановили. Правда, архитектор Зуев изменил внешний вид здания – башня вышла другой формы – прямоугольной, однако автор модифицировал архитектуру довольно деликатно, и даже в таком виде «Украина» остается знаковым сооружением центральной части Днепропетровска. Ее очень любят рисовать городские художники, которые продают свои картины здесь же, напротив, на бульваре.

«Парки города подготовлены к лету»

Уже через несколько лет после освобождения «летний отдых трудящихся г. Днепропетровска… проходил в благоустроенных больших парках: им. Шевченко, им. Чкалова, им. Кирова и пяти малых парках и садах…». Официальный отчет за 1948 г. сообщал, что «в сравнительно короткий срок в результате социалистического соревнования и привлечения общественности все парки и сады города были подготовлены к лету». В 1948 г. закончили сооружать колоннаду – вход в парк имени Шевченко, построили беседки, посадили 800 деревьев и 1600 кустов, поставили 60 скамеек.

Снова возродилась традиция устраивать в парках концерты с участием симфонического оркестра и даже солистов.

Конец пятидесятых – в ожидании нового подъема

К концу пятидесятых годов Днепропетровск опомнился от военных потрясений и стал набирать темпы нового витка развития. 1957 год стал как бы переломным между процессом послевоенного восстановления и стабилизацией последующей эпохи. В этом году в Днепропетровск впервые пришел газ из Шебелинского газового месторождения на Полтавщине. 3 июля 1957 г. закончили строить газопровод длиной более 200 километров.

Цена оккупации
Немецкая оккупация нанесла Днепропетровску колоссальный ущерб.

За годы оккупации в Днепропетровске погибли 60 тысяч мирных жителей и военнопленных, 70 тысяч были угнаны на принудительные работы в Германию. Были взорваны и сожжены 187 многоэтажных зданий на проспекте Карла Маркса, 28 больниц и поликлиник, 17 школ и 50 детских дошкольных учреждений, 2 гостиницы. Превратились в руины театры оперы и балета, юного зрителя, украинской и русской драмы, филармония. Разрушен горный институт. Полностью сожжена городская публичная библиотека с фондом 800 000 книг. Сгорели уникальные фонды областного архива XVIII – XIX вв. Разграблены музеи: исторический, художественный, революции. Разрушены основные заводы: имени Петровского, им. Карла Либкнехта, имени Коминтерна и десятки других. Взорваны железнодорожный узел и станция Днепропетровск и Нижнеднепровск-Узел, мосты через реки Днепр и Самару. Уничтожено 40 % жилого фонда. Материальный ущерб Днепропетровска исчислялся колоссальной цифрой в 3 миллиарда рублей.

27 октября 1957 г., к годовщине освобождения, на центральной площади города открыли памятник «вождю мирового пролетариата» – Владимиру Ленину. Такой памятник считался тогда главным в любом городе Советского Союза. Установка главного монумента вождю зафиксировала, что восстановление центра, в принципе, завершилось. В 1957 г. Днепропетровск посетил в последний раз человек, чьим именем назвали город – «старый большевик» Григорий Иванович Петровский. В следующем, 1958 г. он тихо скончался в Москве. А еще через несколько месяцев, 30 апреля 1958 г. в эфире появились первые сигналы Днепропетровского телевидения.

***

Благодаря интенсивной восстановительной работе, город сравнительно быстро «вошел в строй действующих», как тогда было принято говорить об отдельных предприятиях - промышленных гигантах. Эти слова в полной мере можно отнести и к Днепропетровску - металлургическому гиганту на Днепре.

Старая эра медленно отходила в прошлое. Город залечивал раны, а на его горизонте уже маячила совсем другая эпоха – эпоха «застоя», принесшая городу совсем не упадок, а новый виток развития и процветание.

Максим КАВУН




Другие статьи выпуска:


   Объявления
Продажа 2 уровневой квартиры в ЖК Кипарисный
Продажа квартиры с капитальным ремонтом в Центре


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.