Целевое назначение земли менять запрещено | |
Выпуск 219 от 14.05.2008. Тема "Законодательство"
Земельные правонарушения стали в 2 раза дороже
Глава государства подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение требований земельного законодательства».
Этим нормативным актом предусмотрено двукратное увеличение размеров штрафов за правонарушения в земельной сфере. Отныне за порчу и загрязнение земель граждан начнут штрафовать на сумму от 170 до 240 грн., чиновникам за это же нарушение придется выложить 255–510 грн. За нецелевое использование земель на физлиц теперь может быть наложено взыскание в размере от 85 до 425 грн., на чиновников – от 255 до 510 грн.
Для чиновников предусмотрены санкции за искажение или сокрытие данных земельного кадастра. За такие махинации им «светит» 340 грн. штрафа. Легким испугом отделаются также виновные в разворовывании грунтов (максимальный штраф для граждан – 340 грн., для должностных лиц – 850 грн.), а также уличенные в несвоевременном возврате временно занятых земель (340 и 510 грн. соответственно).
Утвердив законодательные правки, депутаты сделали реальным практически невозможный до сих пор снос объектов, расположенных на захваченных участках. Например, теперь, чтобы снести возведенное на чужой территории строение, достаточно предоставить суду материалы всего одной проверки Государственной земельной инспекции, подтверждающей, что участок застройщику не принадлежит и сооружать ему здесь никто ничего не разрешал. Правда, строителю предоставляется шанс оформить надел и объект, однако если он не начнет процесс узаконивания в течение 60 дней после выявления самозахвата, то снос неминуем. Процедура же согласования выводов инспекции с органами Гос-агзема, которая ранее затягивала разбирательства с захватчиками, парламентом ликвидирована.
Закон был принят Верховной Радой 15 апреля.
Целевое назначение земли менять запрещено
Кабинет Министров запретил Министерству аграрной политики, Министерству обороны, Государственному комитету лесного хозяйства и Государственному комитету по земельным ресурсам согласовывать изъятие, передачу земли в собственность и аренду со сменой целевого назначения.
Также, согласно распоряжению, Минагрополитики, Минобороны, Госкомлесхоз и Госкомзем должны отозвать ранее предоставленные согласия на изъятие и передачу земли в собственность и аренду со сменой целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами самоуправления не приняты соответствующие решения.
Помимо этого, Минагрополитики, Минобороны, Госкомлесхоз и Госкомзем должны подать предложения о внесении изменений в Земельный и Лесной кодексы касательно усовершенствования процедуры распоряжения земельными участками.
Ограниченные права на землю
В Украине правом владеть земельными участками пользуются не все. Законодатель значительно ограничил права иностранцев и лиц без гражданства в отношении получения в собственность земельных участков.
Земля является национальным богатством, поэтому приоритеты владеть и пользоваться ею имеет нация. Если более конкретно, то согласно ст. 81 Земельного кодекса Украины иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, что принадлежат им на праве частной собственности. Это все, что законодатель разрешил иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении права владения землей.
На сегодня на рынке земли тенденция такова, что интерес представляет, прежде всего, земля сельхозназначения (отдельная ее категория – для личного крестьянского хозяйства, для садоводчества), находящаяся в близости от больших городов. Объясняется это отнюдь не желанием возродить сельхозпроизводство. Причина такого пристального внимания состоит в том, что земель сельхозназначения больше, чем какой-либо другой земли, и они намного дешевле, чем земли, готовые для строительства. Правда, чтобы строить на сельхозземлях, необходимо изменить их целевое назначение. Эта процедура длительная, затратная, но все равно дешевле, чем покупка готовой для строительства земли. Среди интересующихся много иностранцев и с немалыми капиталами, которые могли бы стать значительным вливанием в экономику страны. Тем не менее, не более, как в пользование, иностранные граждане получить сельхозземлю не могут.
В ст. 22 Земельного кодекса Украины установлена общая норма, согласно которой земли сельхозназначения не могут передаваться в собственность иностранным гражданам. При этом в ст. 33 и 35 Земельного кодекса установлено, что иностранные граждане могут использовать землю для ведения личного крестьянского хозяйства, а также для личного или коллективного садоводчества только на условиях аренды. Как известно, арендатор не имеет права самостоятельно менять целевое назначение. Поэтому сразу же теряется интерес к процессу вложения денег в покупку земли или оформления ее в аренду. Не исключен вариант получения иностранцем земельного участка сельхозназначения по наследству. Но согласно ст. 81 Земельного кодекса Украины такой участок подлежит отчуждению в течение года. Невыполнение этого требования будет являться основанием для прекращения права собственности на такой участок.
| |