RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Выбрать год:   2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры


  Екатеринослав революционый февраль - октябрь 1917 года. (часть III)
Выпуск 58 от 26.01.2005. Тема "История города"

Продолжение. Начало читайте в № 2 (57) 26 января 2005 года

В Екатеринославе между Советом и другими органами городского управления и самоуправления не было жесткого противостояния, часто одни и те же люди заседали и в "Комитете общественной безопасности", и в Думе, и в Совете. Однако отсутствие четкой структуры власти, фактическая размытость органов управления и самоуправления, неопределенность их функций отрицательно сказывалось на положении в городе и губернии, подготавливали анархию, наступившую уже в конце лета.

После неудачной попытки корниловского переворота, из Петрограда в Екатеринослав особым поездом приехало триста рабочих. Их прислал некий центральный профессиональный орган с мандатом за подписью какого-то военного инженера, с указанием, что местное общество заводчиков обязано этих товарищей-рабочих немедленно распределить по заводам с предоставлением им заработка по всем пунктам ставок. И настроение в заводских кругах понизилось.


Вступление частей Красной Армии в Екатеринослав после освобождения города от петлюровцев (конец 1918 года)

На мандате этом, помимо подписи военного инженера, были еще какие-то две подписи пролетарской каллиграфии, и таким образом в тихую лужу был брошен первый камешек. Ни "Приказ № 1" Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, разрушивший армию, ни роковое и бессмысленное июньское наступление, ни общая очевидная бессистемность в управлении великой страной не произвели такого впечатления в Екатеринославе, как эта небрежно написанная бумажка с двумя пролетарскими подписями…

Было созвано совещание, и на нём впервые были услышаны слова о буржуях, капиталистах, "кровопийцах-директорах" и о "наймитах французского капитала". Представитель присланных из Петрограда работников, пролетарий в военной одежде, начав свою речь странным обращением "товарищи-директора", произнёс жуткую по бессмысленности речь о мести рабочего класса, о красном терроре, о социализации. Вся эта речь произвела впечатление плохо заученной и перепутанной прокламации, которую прибывшие рабочие привезли из Петрограда.

При страшном падении продуктивности, при катастрофической дезорганизации фабрично-заводских предприятий в смысле их административного управления, размещение присланных трёхсот работников было равносильно поднесению спички к бочке с порохом. Но настойчивые требования питерских рабочих и начавшиеся с их стороны угрозы заставили заводчиков разместить гостей по предприятиям среди своих старых спокойных рабочих, сразу почувствовавших прилив свежей ярко-красной струи.

На заводах всё чаще стали возникать трения с администрацией и высшим техническим персоналом, который частенько стали вывозить из цехов на тачках под общий шум и свист рабочих. Появились воззвания и прокламации о свержении "буржуазного Временного правительства капиталистов", на заводах стали образовываться красногвардейские ячейки, во время работы по тревожному гудку приостанавливались работы в цехах и устраивались митинги, на которых раздавались открытые требования к изгнанию администрации и передаче фабрик в руки рабочих. Кроме того, по какому-либо случаю, а часто и без всякого повода делались попытки к массовым шествиям с красными знамёнами на улице и во всех этих взвинчивающих и разжигающих сравнительно спокойную рабочую массу кучках - всегда появлялись работники из петроградской партии.


Отряд Красногвардейцев Брянсого завода перед отправлением на фронт

Все они, рассыпанные небольшими группами по двадцать-тридцать человек по заводам, появлялись в цехах только для того, чтобы произнести короткую зажигающую речь, быстро проникнув в различные рабочие союзы и организации, ведя при этом открытую, вызывающую, наглую и смелую "борьбу". На заводах появлялись винтовки, организовывалась запись в красную гвардию. Во время работы тут же на заводах производились оружейные занятия и маршировки, руководимые теми же питерскими рабочими.

Стало нарастать стачечное движение. На экономической почве за июнь-август произошло более 100 отдельных стачек и конфликтов. Число безработных увеличивалось, конфликты разрастались, захватывая не только рабочих фабрик и заводов, но и мелких служащих. Забастовали даже дворники, что с иронией воспринималось современниками. В связи с нехваткой сырья, нарастанием финансового кризиса, сокращением военных заказов, возвращением солдат с фронта безработица увеличивалась. Для борьбы с безработицей в городе была создана Биржа и ряд других организаций. По данным комитета по борьбе с безработицей на 18 января 1918 года насчитывалось 4700 безработных. Безработица стала одной из причин роста преступности. Основную массу безработных составляли возвращающиеся с фронта солдаты, наученные обращаться с оружием. "Куди йти? Прохаю роботи - ніхто не дає. Нічого іншого не остається, як грабувати буржуїв. І таких не один - багато", - писала екатеринославская газета "Народная жизнь" 14 декабря 1917 года.

Продовольственное положение в городе ухудшалось, цены на продукты питания подскочили. 4 июля городской Совет рассматривал вопрос о введении продовольственных карточек. В начале декабря 1917 года. стояние в очередях у булочных за черным хлебом длилось по 3 часа. В очередях формируется определенное настроение. Меньшевик П.Орлов отмечал на заседании 12 октября 1917 года. городской Думы: "ругают всех, и большевиков". Нарекания вызывает свободная продажа белого хлеба и сдобного печенья по недоступным для рабочих ценам (до 4 руб. за фунт при зарплате рабочего 100-130 руб.) - продовольственный отдел городской управы обещает изъять их из продажи.

Ближе к осени в селах появились ходоки из центральных губерний - "мешочники", которые по повышенным ценам скупали у крестьян продовольствие. "Нарушая хлебную монополию, ходоки вносят дезорганизацию в снабжение города хлебом. На этой почве развивается спекуляция. Люди потеряли всякую меру", - писала меньшевистская газета "Наша борьба". Генеральный Секретариат Центральной Рады давал указания: "енергійні заходи у відношенні до "ходоків" - аж до стрільби, - є єдиний засіб спасти армію Руминського фронту од голоду і підвіз хліба в Катеринослав, Петроград, Москву і инші городи". "Хлеба нельзя получить по причине нарушенного транспорта и отсутствия общепризнанной регулирующей власти", - констатировали меньшевики. Росли цены, процветала спекуляция, продовольственных запасов не хватало, а продовольственное дело велось хаотически, без системы. Экономические связи между городом и деревней представляли собой крайне пеструю картину, созданную стихией свободной торговли и товарообмена наряду с усиливающимися элементами принудительного изъятия продуктов у крестьян. Основным средством борьбы с продовольственным кризисом становится "борьба со спекуляцией" и "реквизиции", которыми занимались различные, не признающие друг друга организации. Такие действия только усугубляли продовольственный кризис. Начавшаяся в конце 1917 года "эшелонная война" нарушала работу транспорта, снабжение городов было окончательно подорвано, нависла угроза голода.

После переворота в Петрограде 25-26 октября 1917 года события в Екатеринославской губернии заметно обострились. Они перешли в сферу открытого противостояния между Губернским революционным советом, признавшим власть Центральной Рады, и большевистским Военно-революционным штабом, возглавляемым рабочим Брянского завода Василием Авериным и двумя рабочими из "петроградской партии", Кавериным и Васильевым. Штаб начал подготовку к вооружённому восстанию.

А тем временем, через полгода после февральской революции газета "Известия" писала: "У нас все находится на волоске от смерти, на волоске висит продовольствие, транспорт, финансы, промышленность, армия, флот, Петроград, Временное правительство и Учредительное Собрание - все решительно... Анархия и погромы возрастают и грозят перейти в невиданное еще в истории господство прямых разбойников - состояние, которому не придумано еще имени" (начало ноября 1917 года).

Однако, как не парадоксально, на протяжении всех революционных месяцев 1917 года в городе продолжали работать всяческие культурные и увеселительные заведения. Газеты, правда, отмечали, что для театров год был тяжелым, поскольку обыватели отдавали предпочтение кинематографу. Меньшевики сетовали на то, что рабочие не посещают собрания: "Посещали, когда была борьба за повышение заработка. Как только добились - спешат домой, в трактир, на танцы, в кинематограф, но только не на собрание". Жизнь, как говорится, продолжалась. "Вечера улыбки", - сообщала газета "Приднепровский край" в декабре 1917 года, - устроенные литературно-художественным кружком в ресторане гостиницы "Франция", сделались модным местом в Екатеринославе. Зал всегда переполнен. ... Судя по всему, "вечера улыбки" у нас привьются".


Ростислав Васковский
Александр Михайлюк




Другие статьи выпуска:


   Объявления
Действующий гостинично-ресторанный комплекс общей площадью 9820 м2
Продажа дома в элитном районе города!!!


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.