Монаршее повеление против здравого смысла
Столичная комиссия, что занимается переименованием улиц, может спокойно подавать в отставку. Ибо "законодательную инициативу" в этом вопросе взял на себя Президент.
Именно Президент поручил киевским властям найти место на карте города для имен Георгия Гонгадзе и Вадима Гетьмана. Дело было 21 мая. А исполнено 16 июня. Оперативность отличная - не прошло и месяца, как президентская воля выполнена депутатами. Если б они так реагировали еще и на простых людей - цены депутатам, а с ними и Президенту нашему не было бы.
Но что-то я отвлекаюсь. Помнится, именем журналиста Гонгадзе Президент предлагал назвать улицу Банковую. Но, видать, феншуисты отсоветовали. Они прямо говорили: не к добру имя убиенного там, где власть и деньги (Секретариат и Нацбанк). Так что депутаты для Георгия Гонгадзе выбрали улицу Машиностроительную, а Вадиму Гетьману отдали Индустриальную.
Наверное, Виктору Андреевичу оперативность уличных исполнителей понравилась. И во время церемонии прощания с известнейшей украинской художницей Татьяной Яблонской он уже уверенно заявил: "Будет улица, будет музей". А я-то, наивная, думала, что уважение к мэтрам уровня Яблонской не только улицами и художественными арсеналами меряется. Потому что, когда в школе училась, у меня учебники картинами Яблонской иллюстрированы были. А теперь - слабо?
Недавно любопытную информацию про переименования в Интернете вычитала. После победы оранжевой революции, когда чуть ли не каждому политику хотелось как-то по-своему назвать Майдан, среди прочих предложений по его переименованию было и такое: Майдан Победы Виктора Ющенко и Украинского Народа. Вот это было бы названьице! Пока в метро диктор дочитает, вагончик уже тронется. Но почему-то комиссия по вопросам наименований и памятных знаков КГГА отклонила это предложение.
И теперь у нас уже не совсем та комиссия. В мае этого года в ней произошли кадровые перестановки. Это должно, по мнению городских чиновников, ускорить ранее намеченные планы по переименованию.
А планов громадье.
Во-первых, завершить, наконец, три переименовательных "долгостроя". Вот улица Красноармейская. Столько лет говорят, что должна быть Большой Васильковской, даже многие карты успели выпустить с таким названием, но официально улицу все никак не перекрестят. Такая же коллизия с улицей Горького. К пролетарскому писателю "подселили" историка Владимира Антоновича, но тоже без документов.
А как разобраться с улицей Сечевых Стрельцов, она же Артема? Дух новизны опережает букву закона. Еще несколько лет назад жителям этой улицы поставили в паспорта новый "Сечевой" штамп о прописке. А когда народ столкнулся с процедурой купли-продажи жилья, то пришлось перепрописываться - на Артема.
Эти курьезы точно войдут в анналы киевской истории. Особенно если напомнить кое-кому, что товарищ Артем занимался, например, реприватизацией, ой, извините, национализацией промышленных предприятий. В Донецке и Кривом Роге. Причем в январе 1918-го дело это провернул за месяц. После чего стал комиссаром народного хозяйства Донецко-Криворожской Республики.
Так что, господа хорошие, где стеб, где история - не всегда и различишь. И кто знает, сколько еще будет идеологических меню на улицах Киева. А пока смена культовых фишек - Январского Восстания на Гетмана Мазепу. Дальше в этом ряду: переулок Чекистов хочет носить имя кошевого атамана Запорожской Сечи пана Гордиенко.
И, думается, анекдотом года станет почетная сдача одного из переулков Печерского района - фельдмаршал Кутузов уходит, оставляя теплое местечко г-ну Подолинскому. Ну-ну, напрягайте память, кто такой. Подсказка - экономист.
Полный ответ - врач, экономист, общественно-политический деятель XIX века. Социалист, к слову сказать. Великий Вернадский назвал Сергея Подолинского "забытым научным новатором". Книга "Труд человека и его отношение к распределению энергии" заложили, как пишут в справочниках, основы новой, совершенно оригинальной теории труда. Труд по Подолинскому - не только экономическая, но и нравственная категория. А кончил Сергей Иванович свои дни в психушке, в Кирилловской больнице. В 2000 году Киев и страна не заметили 150-летия со дня его рождения. Но зато теперь уж... Пожаловать ему улицу с киевского стола!
Только зачем обижать дедушку Кутузова? Наполеона неправильно победил? Или Кутузова теперь будем обвинять в оккупации Парижа?
На фоне этих историй остальные намечающиеся переименования почти скучны. Главная цель их - тихое стирание памяти, мелкая правка истории задним числом.
Итак. Проспект 40-летия Октября собираются объявить Голосеевским.
Улице Ульянова - вернуть историческое название Лабораторная.
Воровского переименовать в Бульварно-Кудрявскую, Смирнова-Ласточкина - в Вознесенский спуск.
Ленинградскую площадь хотят назвать Дарницкой. Бездна фантазии у наших законодателей!
Памела ЗЕЛЕНАЯ, Киевские ведомости
|