Днепропетровск: летопись большого города. | |
Выпуск 51 от 17.11.2004. Тема "История города"
Политические демонстрации, революционные преобразования, разрушение промышленности и транспорта, военное и гражданское противостояния, постоянная смена властей не содействовали нормальному развитию города в 1917 - 1921 годах, отрицательно отражались на жизни его жителей. Резко сократилось население Екатеринослава, экономика, транспорт, социальная сфера, жилой фонд были почти что в руинах. Только с 1925 года промышленность начинает выходить на старые показатели, начинается застройка новых районов - рабочих посёлков им. М.В. Фрунзе и Н.К. Крупской.
На протяжении 1930-х город, уже переименованный в Днепропетровск, снова поднимается до уровня крупного промышленного центра Украины. В частности в 1933 году на протяжении 11 месяцев по проекту инженера Колоколова был построен Мерефо-Херсонский железнодорожный мост, который стал первым в Европе железобетонным арочным мостом длиной 1,5 км. Значительно укрепилась экономика нашего города, а население Днепропетровска накануне Второй мировой войны достигло 528 тыс. человек.
Отечественная война и нацистская оккупация (август 1941 - октябрь 1943) страшно подорвали могущество города: промышленность, инфраструктура и коммуникации были уничтожены, убытки оценивались в 3 млрд. рублей. Вследствие советской эвакуации, обнищания и голода, вывоза рабочих в Германию и нацистского террора значительно сократилось население: состоянием на 5 ноября 1943 года по Днепропетровску и Амур-Нижнеднепровску (который тогда еще не входил в городские границы) было зарегистрировано лишь 77 тыс. человек. Однако до 1950 года разрушенный войной город был почти восстановлен.
Второй период интенсивного роста охватывает 1950-е - 1970-е годы, и связан с созданием и успешным развитием в Днепропетровске военной и ракетно-космической индустрии. В данное время реконструируются старые и появляются новые предприятия, научно-исследовательские центры, микрорайоны, возрастает численность жителей - город исполинскими темпами превращается в современный мегаполис.
В 1950-х - 1980-х годах Днепропетровск развивается как город металла, машин, энергетики, большой химии. Установились крепкие связи с предприятиями других городов страны, в особенности Саратова и Свердловска, тесное сотрудничество связало металлургов и химиков Днепропетровска и г. Рустави (Грузия). Постоянно возрастал объем экспортных поставок: продукция местных предприятий отправлялась более чем в 50 стран мира. Настоящим стержнем нового индустриального роста Днепропетровска стал Южный машиностроительный завод (ЮМЗ), который начинался как Днепропетровский автозавод (ДАЗ). Его строительство началось в 1945 году, а в 1951 году ДАЗ перепрофилировался в одно из наимощнейших предприятий оборонной сферы государства. Его директорами были Л.В. Смирнов (1952 - 1961), А.М. Макаров (1961 - 1986), Л.Д. Кучма (1986 - 1992). Кроме засекреченной продукции, предприятие выпускает трактора, троллейбусы, печи СВЧ, кухонные комбайны, зонтики, велосипеды, оснащение для пищевой промышленности. Тем не менее основным видом продукции Южмаша и Конструкторского бюро "Южное" были боевые баллистические ракеты - "трактора вертикального взлета", как ради шутки называли их заводчане. Уникальный ракетный комплекс SS-18 ("Сатана"), который может оснащаться несколькими боеголовками с ядерной начинкой, что делает невозможным его полное уничтожение противовоздушной обороной (ПВО) противника, фактически подтолкнул США к поиску взаимопонимания с руководством СССР. В результате наступает перерыв в "холодной войне": подписываются договора об ограничении стратегических вооружений (ПРО 1972 года, ОСВ-1, ОСВ-2). За свою историю КБ "Южное" и ЮМЗ создали и передали заказчику четыре поколения ракетных комплексов различного вида базирования: космические носители "Космос", "Интеркосмос", "Циклон-2", "Циклон-3", "Зенит". Впервые в мировой практике было налаженное серийное производство искусственных спутников Земли. На высокие ракетно-космические технологии работали проектные институты, вузы, сотни предприятий-совместителей. Не странно, что с 1959 по 1987 год решением правительства Днепропетровск был закрыт для свободного посещения иностранными гражданами. В развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) вкладывались огромные средства, которые благоприятно сказывалось на развитии транспорта и социокультурной инфраструктуры нашего города, на его бурном росте.
В 1967 году правительством утверждается рассчитанный на 20 лет новый генеральный план развития города, ведь первый послевоенный, разработанный под руководством Малышенко еще в 1956 году, был выполнен. Для жизнеобеспечения существующих и перспективных районов развивается инженерная инфраструктура, усовершенствуются ее технические и организационные составляющие. В связи с прокладкой вдоль береговой полосы единого коллектора для канализации, водопровода, газопровода, теплотрассы и кабелей различного назначения реализуется проект строительства днепровской набережной, предложенный инженерами Б. Мильманом, А. Левиным и архитектором В. Зуевым. Выведя город к Днепру, набережная превратилась на настоящее украшение Днепропетровска, одно из любимых мест прогулок его жителей. Накануне 50-й годовщины Октябрьской революции вводится в действие самый большой в Украине железобетонный автомобильный мост через Днепр, который заменил деревянный мост, построенный советскими воинами еще в 1944 году.
1970-е - 1980-е годы - время наиболее интенсивного строительства за всю историю Днепропетровска. За три десятилетия жилой фонд города увеличился вдвое. Появляются новые микрорайоны. Возведен на левобережье "Солнечный". В западной части города - жилой массив "Петровський" в составе микрорайонов: "Красный Камень", "Коммунар", "Парус", "Западный". Цепочкой, соединенной бульваром Славы, протянулись на правобережье Днепра массивы "Победа", "Сокол", "Тополь". Начинается строительство Фрунзенского и Воронцовского массивов. В результате создана новая система планирования города и осуществлен переход от радиально-кольцевой к линейно-узловой структуре, развитие которой шло вдоль Днепра. На начало 1990-х годов Днепропетровск расширил свои границы, освоив семь холмов правого берега и пологие пространства левобережья.
За это время резко возрастает численность населения города: в 1959 году - 660,1 тыс., в 1979 - 1066 тыс., в 1989 - 1177,9 тыс. человек.
Следующий генеральный план развития Днепропетровска, снова разработанный Киевским институтом Гипроград в 1991 году и утвержденный решением городского совета народных депутатов 17 сентября 1992, предусматривал как дальнейшее освоение отдаленных жилых массивов, так и реконструкцию центральной части города, сохранение ее исторического облика. Город заявил о себе к тому времени как центр и узел планирования агломерации Днепропетровск - Днепродзержинск - Новомосковск, кроме того, наличие в городских границах устья речки Самара создавало новый образ "города на трех берегах". Тем не менее, 1990-е годы оказались неудачными для реализации этих замыслов: через общенациональный экономический и социально-политический кризис осуществление подавляющего большинства программ было приостановлено.
***************
Уже в начале 1999 года Днепропетровск, как и вся страна, вступил в фазу стабилизации. В промышленности прирост производства увеличился на каждом втором предприятии. Впервые за прошедшие годы значительно возросло (почти на 10 %) производство товаров народного потребления.
Благодаря взвешенной позиции городских властей и особой толерантности горожан, дисциплинированных временами, когда город под неусыпным контролем КГБ был закрыт для иностранцев, социально-политическая ситуация в Днепропетровск даже в бурные для всей страны времена никогда не выходила из-под контроля. Этому оказывал содействие созданный при городском голове консультативно-политический совет, в котором участвовали все политические силы города. Также удалось избегнуть конфликтов на религиозной почве, ведь религиозным общинам возвращались культовые сооружения, в том числе Свято-Преображенский собор, лютеранская кирха, синагога "Золотая роза" и тому подобное.
Стабильная социально-политическая ситуация, рост числа новостроек, реализация программы возрождения историко-архитектурного и культурного наследства, первые признаки укрепления экономики города дали основания начать активное улучшение архитектурного облика города. Сооружаются новые памятники и фонтаны, реконструируется и обновляется историческая часть города. Частный капитал активно включился в реализацию недавно принятого нового генерального плана развития Днепропетровска.
Днепропетровск - город международного уровня. Неопровержимость этого факта показали два важных события в политической истории нашей страны: встречи Президента Украины Л. Кучмы с президентом России В. Путиним в февралю 2001 года, и с президентом Польши А. Квасневским в июне того же года. Переговоры, за общим признанием сторон и многочисленных аналитиков, завершились подписанием важных соглашений и, что не маловажно, укрепили оба принципиально важные векторы украинской внешней политики - западный и восточный. У Днепропетровска был шанс, ныне упущенный, превратиться в место своеобразного политического "паломничества" разнообразных зарубежных делегаций и дипломатических миссий. В городе учатся сотни иностранных студентов, преимущественно, из восточных стран.
Значительно ранее международный статус города был подкреплен проведенной реконструкцией аэропорта и открытиям международного терминала, который позволил осуществлять туристические и чартерные рейсы в страны Западной Европы и Ближнего Востока.
Днепропетровск знаменит на международном уровне ни только политическим, но и военно-промышленным и научно-техническим потенциалом. Прошедшее десятилетие, несмотря на все трудности, подтвердило славу города. Это - выход на орбиту спутника "Сечь", разработанного на Южмаше, и осуществление первого запуска по программе "Морской старт".
В городе реализован целый ряд проектов, которые существенным образом обновили его в транспортно-коммуникационном отношении. 30 декабря 1995 года состоялось открытие Днепропетровского метрополитена. Завершено строительство дорожной развязки в районе Кайдацкого моста и открыто два новых трамвайных маршрута (№18 и №19), что разрешило транспортную проблему для жителей ж/м "Фрунзенский", "Левобережный". На Южмаше начато производство трамваев "Татра - Юг". Накануне вступления в новое тысячелетие - 21 декабря 2000 года введен в действие автомобильный Южный мост через Днепр, который позволил решить дорожную проблему для жителей ж/м "Приднепровск" и "Игрень". Этот мост стал первым объектом такого масштаба, построенным в нашей стране за годы независимости. Летом 2004 года завершена капитальная реконструкция т.н. Старого моста (1884 г.), известного ныне как "Амурский".
В конце, хотелось бы выделить еще одно важное событие европейского уровня в жизни родного города. На ХХІ сессии городского совета ХХІІІ созыва 13 июня 2001 года был принят первый в истории города Устав территориальной общины. Устав определяет основные принципы и особенности осуществления местного самоуправления, взаимоотношения жителей города между собою и с органами власти, обеспечение свободного развития личности, повышение экономической, политической, научной и моральной роли города в суверенной Украине.
Сейчас повышение качества нашей жизни связано ни только с развитием городского благоустройства и улучшением благосостояния жителей, а также из сдвигами в наших представлениях. Это зависит от того, отдадим себе отчет ли мы, что вместе составляем единую территориальную общину - сложный организм не жителей, а граждан Днепропетровска.
Следовательно, объективный анализ данных показателей позволяет нам констатировать, что сейчас город стоит на пороге своего нового, уже третьего в истории, экономического и социального взлета. Подобно двум предыдущим (1880-е - 1910-е и 1950-е - 1970-те годы) новая фаза подъема выведет наш город к неизведанным еще успехам и перспективам, главное - не утратить темпов и уверенности в себе.
Современный Днепропетровск представляет собой настоящую силу в отечественной послевоенной истории, он играет такую роль, о которой несколько столетий назад могли только мечтать его первые поселенцы. Останемся ли мы достойными этой роли, будем ли мы способны ее изменить и поднять на значительно более высокие ступени? Зависит только от нас!
Антон Егоров
Продолжение следует ...
А также по теме "История города":
- Днепропетровскому трамваю – 115 лет
- Как строился днепропетровский вокзал
- Ворота города. История строительства днепропетровского вокзала
- Проекту «южной столицы» на Днепре – 225 лет
- Первая 9-этажка Днепропетровска отметила юбилей
- Предыстория «Пассажа»: 200 лет бойкой торговли
- Новая старая «Library»
- Сто лет назад в Екатеринославе появился первый кондоминиум
- О чем расскажут гербы города на Днепре
- День города в Днепропетровске: традиции и новации
- Дворец Ильича – умирающий шедевр конструктивизма
- От «сталинского ампира» до «брежневского минимализма»
- Как Екатеринослав стал Днепропетровском
- Самый диковинный аттракцион в детском парке
- Улица Ширшова: торговая и многолюдная
- Загадки «медной бабушки», или Как Екатерина II уступила место Ломоносову
- УЛИЦА ГОПНЕР: здесь жили фабриканты и революционеры
- НОВЫЕ ШТРАФЫ за самовольное строительство
- Зданию первой гимназии Екатеринослава – 150 лет
- Архитектор первых элитных «высоток» и днепропетровской «Лубянки»
- Каким был первый «небоскреб» Днепропетровска?
- На здании бывшей Городской Думы появилась памятная доска
- Улица электриков, мукомолов и влюбленных
- Он спроектировал «Дом-самолет» и реконструировал «Озерку»
- Покорители космоса на карте Днепропетровска
- Самая необычная улица Днепропетровска: в парке и без домов
- О чем расскажет улица Шмидта
- Здание Брянского собора возвращено церкви. Какой храм следующий?
- «Женские» памятники Днепропетровска
- Женские имена на карте Днепропетровска
- Архитектор дворцов и универмагов
- Последний классик старого Екатеринослава
- «Космические» улицы Днепропетровска
- Как появился жилмассив Красный Камень
- Маленький юбилей большой Победы
- «Календарные» улицы Днепропетровска
- Екатеринославская Иордань
- Откуда родом Новый год?
- О чем могут рассказать скульптуры на фасадах домов
- ПРИЗРАКИ старого Екатеринослава
- «Украинский дом» от питерского зодчего
- КТО ПОСТРОИЛ «АСТОРИЮ»?
- Тюремное прошлое оперного театра
- Дома в стиле модерн от Дитриха Тиссена
- Украинский модерн в Екатеринославе начался с …Трубы
- «Юность Днепра»: как появился первый квартал Набережной
- Екатеринославский след итальянской династии
- Последний храм Екатеринослава строил… кубинский революционер
- Днепропетровский «бродвей». От эпохи к эпохе
- Днепропетровский «Бродвей». От улицы Ленина до Серова
- Днепропетровский «Бродвей»
- Архитектурная диковинка Екатеринослава
- Три лица Театрального бульвара
- Удивительные рекорды днепропетровских улиц
- Банк под императорской короной
- Архитектурный «отец» екатеринославских театров
- Яркий свет «тихого» архитектора
- Лодки на проспекте Наводнения в Екатеринославе: как это было
- ПОЧЕМУ ПЛАВАЕТ «ОЗЕРКА»?
- Главный архитектор Екатеринослава
- Архитектор «золотого века» Екатеринослава
- Зодчий музеев, больниц и вокзалов
- «След» Бродницких в Екатеринославе
- Приют для бомжей в стиле модерн
- Питерский зодчий построил судебный дворец в Екатеринославе
- «Царский зодчий» украсил Екатеринослав храмом
- Любимый архитектор «высшего общества»
- Екатеринославские шедевры харьковского зодчего
- Его здания были украшением города
- Брат великого писателя – губернский архитектор Екатеринослава
- Архитекторы петербургских дворцов и… храмов Екатеринослава
- Ирония судьбы екатеринославского зодчего
- Андреян Захаров – архитектор главного храма Екатеринослава
- Забытый архитектор раннего Екатеринослава
- Уильям Гесте - автор генерального плана Екатеринослава
- Загадка Клода Геруа
- Зодчий, начертавший Екатеринослав
- Иван Старов - первый архитектор Екатеринослава
- Дом Нестелей на Московской
- Проспект Кирова, 11: самый большой дом на Полевой
- Проспект Карла Маркса, 39: слабый след давно ушедшей эпохи
- Проспект Гагарина, 26: первый век истории
- Улица Глинки, 16: неизвестная история известного отеля
- Улица Мечникова, 10: дом бедного мецената
- Улица Ворошилова, 25: вуз трех эпох
- Проспект Карла Маркса, 91: между прошлым и будущим
- Проспект Карла Маркса, 55: здесь раньше текла река
- Улица Жуковского, 6Б: в этом доме жили именитые люди города
- Улица Ленина, 20: жертва прагматизма
- Строили университет – получилось общежитие
- Пушкинский проспект, 26: лучший памятник города
- Проспект Карла Маркса, 44: миражи прошлого
- Проспект Карла Маркса, 44: миражи прошлого
- Улица Мильмана, 154А: руины государственной благотворительности
- Улица 8-го Марта, 19: несостоявшийся особняк
- Улица Чкалова, 6: дом скромного фельдшера
- Гоголя, 1: колыбель местной Фемиды
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ленина, 6: наш скромный небоскреб
- Ширшова, 14: руины былых амбиций
- Проспект К. Маркса, 67: забытый отель
- Монастырский остров: одинокий дом над Днепром
- Улица Чичерина, 100: результат конфликта
- Улица Яворницкого, 6: «дом с привидениями»
- Южная, 8: первый дом на улице
- Проспект Карла Маркса, 65: «американское строительство» образца 1913 года
- Улица Московская, 3: стена на память
- Улица Шмидта, 17: наследие государственных монополий
- Набережная Ленина, 17: символ забытых побед
- Улица Артема, 29: неожиданная больница
- Проспект Карла Маркса, 104: метаморфозы императорского дворца
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Проспект Калинина, 53: сто лет истории больницы
- Дом Карпас на Философской
- Дом Гимназии в Нижнем Екатерининском поселке
- Дом Лабинских на Новодворянской
- Дом Лабинских на Новодворянской
- Дом Бродского на Клубной
- Дом Кулабухова по Центральному скверу
- Дом ХЗБ на 2-й Чечеловке
- Дом Приходько на Полицейской
- Дом Городского общества на Александро-Невской площади
- Дом ПЕДО на Казачьей
- Дом Остроухова на Проспекте
- Дом Нестелей на Московской
- Дом Кофмана на Широкой
- Дом «Сачок» по Проспекту
- Дом "Сачок" по Проспекту
- Дом Уездного земства в Диевке
- Дом общества приказчиков по Большой Базарной
- Дом Ванифатова на 2-й Чечеловке
- Дом Боте на Проспекте
- Дом Боте на Проспекте
- Дом Боте на Проспекте
- Дом железной дороги на МОПРа
- Дом Андриевских на Садовой
- Дом Колесникова на Новой
- Дом Губернского земства по Крутогорной
- Дом Губернского земства по Крутогорной
- Дом Благотворительного общества на Новодворянской
- Дом Абермет на Воскресенской
- Дом Абермет на Воскресенской
- Дом Хренникова на Проспекте после войны
- Дом Каплана на Казачьей
- Дом Хренникова на Проспекте в годы войны
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Хренникова на Проспекте
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Заморуева на Казачьей
- Дом Губернского земства на Соборной так и не стал настоящим музеем
- Дом мусульманской общины на Херсонской
- Дом Екатеринославского дворянства на улице Казанской
- Дом Екатеринославского дворянства на Казанской Часть 2. Пансионат
- Дом Заславских на Литейной
- Дом Лившица на Провиантской: 100 лет спокойствия
- Дом Струковых на Новодворянской: гибель усадьбы
- Дом Струковых на Новодворянской
- Дом Благотворительного общества на Керосинной
- 2-й Мануфактурный ряд на Троицком базаре
- Дом Шишмана на Московской: здесь процветала коммерция
- Дом Стефановича на Полицейской. Аптека там была всегда
- Дом завода имени Петровского на улице Караваева: история общежития-дворца
- Дом общества Хоральной синагоги
- «Печатня С.П. Яковлева» на Садовой. часть 2.
- "Печатня С.П. Яковлева" на Садовой
- Дом Геккера на Гоголевской
- Дом Копылова на Проспекте
- Дом Айнбергов на Нагорной
- Дом Сухотинского на Первозвановской
- Дом Дворовенко на Провиантской
- Дом Кауфмана на Успенской площади
- Дом Геккера на Петербургской
- Дом Общества попечения о детях на Проспекте
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Мизко на Полицейской
- Дом Зильбермана на Проспекте
- Что следует знать о дарении квартиры
- Дом Донцова на Соборной
- Дом Герхес на Первозвановской
- Дом Трояновского на Проспекте
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Городского общества на Тюремной площади
- Дом Джигит на Гостинной
- Дом Научного общества на І-й Чечеловской
- Дом общества «Скорой помощи» на Проспекте
- Дом Иоффе на Клубной
- Дом Долгова на Гоголевской
- Ему Екатеринослав обязан многим. Конец губернаторства
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Ему Екатеринослав обязан многим
- Иногородние банки: Санкт-Петербургский Международный Коммерческий банк.
- Иногородние банки: Азово-Донской коммерческий банк
- Иногородние банки: Коммерческие банки
- Иногородние банки: Харьковский земельный банк
- Иногородние земельные банки
- Местные банки: Екатеринославский городской ломбард
- Местные банки: учреждения мелкого кредита
- Местные банки: Общества взаимного кредита
- Местные банки: Общество взаимного кредита Екатеринославского губернского земства
- Местные банки: Екатеринославский городской общественный банк
- Местные банки: Екатеринославский Коммерческий банк
- Местные банки: Екатеринославский Коммерческий банк
- Государственные банки: Приказ
- Финансовый Екатеринослав. Часть ІV
- Государственные банки: Дворянский земельный и Крестьянский поземельный
- Частный кредит и ростовщичество
- Каким был первый советский Генплан Днепропетровска
- На собственной земле
- Банкирские дома
- Каким был первый советский Генплан Днепропетровска
- Дом без клуба
- Верхнекрасный рынок
- Устав Английского клуба не изменялся ни разу
- «Пока будет существовать Английский клуб…»
- Екатеринославсоке Коммерческое собрание
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть IV
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть III
- 13 тайн дворца Потемкина. Часть II
- 13 ТАЙН ДВОРЦА ПОТЕМКИНА Необычная история необыкновенной резиденции
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть VI
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть V
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть IV
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть III
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Часть II
- ИСТОРИЯ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ
- ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. История и политика
- ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Начало начал
- Днепропетровская хронология. Даты основания
- ДНЕПРОПЕТРОВСКИЕ ЮБИЛЕИ: зеркало городской истории
- УНИВЕРСАЛЫ: охранные грамоты независимости, или…?
- СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ПОТЕМКИН. «Отец-основатель» Екатеринослава
- СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ ПОТЕМКИН. БЛАГОРОДНЫЙ ХИТРЕЦ?
- Светлейший князь Потемкин. «ВИЦЕ-КОРОЛЬ» ЮГА
- Светлейший князь Потемкин державный муж
- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ РИШЕЛЬЕ, или Жизнь замечательного губернатора. Часть II
- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ РИШЕЛЬЕ, или Жизнь замечательного губернатора. Часть I
- СТЕПНОЙ КОЛУМБ или превратности судьбы Александра Поля
- Екатеринославцы в Думе: «Господин председатель» Михаил Родзянко
- Григорий Петровский. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. Часть 2. (Город и люди)
- Григорий Петровский. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ. Часть 1. (Город и люди)
- «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!» Эпизод из истории Днепропетровска сталинской эпохи. (Город и люди)
- Как возрождался Днепропетровск.
- «КУКУРУЗНАЯ СТОЛИЦА» НА ДНЕПРЕ Прихоть вождя или…?
- Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека
- Днепропетровск: философия успеха. Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека.
- Леонид Брежнев: карьера и жизнь генсека
- Днепропетровск: философия успеха. Первое лицо республики: успехи и драмы Владимира Щербицкого.
- Днепропетровск: философия успеха. Виктор Пинчук: Превратности судьбы «скромного» олигарха.
- Днепропетровск: философия успеха. Днепропетровские ребусы для «газовой принцессы»
- Днепропетровск: философия успеха. Эпоха Леонида Кучмы в истории Днепропетровска
- Днепропетровск: философия успеха. «Хозяин Приднепровья»: взлеты и падения Павла Лазаренко
- Днепропетровск: философия успеха. Архетипы Днепровского мегаполиса.
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимические загадки и курьезы Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимический пейзаж современного Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимические перипетии «кузницы кадров»
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимия довоенного Днепропетровска
- Жизнь и смерть городских названий. Топонимия старого Екатеринослава
- Сколько имен у Днепропетровска?
- ИОРДАНЬ НА ДНЕПРЕ. Как встречали Крещение в старом Екатеринославе
- Гений места. Путешествие от окраин к центру Днепропетровска: штрихи к портрету мегаполиса
- Гений места. Вершина "Соборной горы".
- Гений места. ЦУМ и вокруг ЦУМа - "Деловое сердце" Днепропетровска
- Гений места. Транспортные ворота и торговый рай. Вокзал - Озерка
- Гений места. Революционный очаг Екатеринослава
- Гений места. Золотые купола и заводские трубы.
- Гений места. Часть XXXV. Космические ворота Днепропетровска
- Гений места. Часть XXXIV. Прогулка по проспекту Кирова
- Гений места. Часть XXXIII. Юго - Запад
- Гений места. Часть XXXII. Вокруг Нагорного рынка
- Гений места. Часть XXXI. Мандрыковка.
- Гений места. Часть XXX. От ДИИТа до Подстанции.
- Гений места. Часть XXVX. Южная визитная карточка.
- Гений места. Часть XXVIII. Контуры «Победы».
- Гений места. Часть XXVII. Лоцманская столица
- Гений места. Часть XXVI. Лицом к Днепру. Как создавалась Набережная
- Гений места. Часть XXV. Мосты в судьбе города
- Гений места. Парки. Часть VIII. Нагорный оазис.
- Гений места. Парки. Часть VII. Полузабытый пантеон.
- Гений места. Парки. (Часть VI). Парки - некрополи.
- Гений места. Парки (Часть V). Парк власти.
- Гений места. Парки (Часть IV). Зеленый центр индустриального мегаполиса.
- Гений места. Парки (Часть III) Зеленый центр индустриального мегаполиса.
- Гений места. Парки (Часть II) Лучший парк Днепропетровска.
- Гений места. Парки. (Часть I) Лучший парк Днепропетровска.
- Гений места. Тайны Днепропетровских островов.
- Гений места. Города, которых нет.
- Гений места. Cамарское левобережье.
- Гений места. Cтарая игрень.
- Гений места. Чапли.
- Гений места. Приднепровск.
- Гений места. Мануйловка - Воронцовка - Солнечный.
- Гений места. "Анд" - Амур-Нижнеднепровск.
- Гений места. Северные ворота Днепропетровска.
- Гений места. Заднепровье. "Одноэтажный Днепропетровск".
- Гений места. Обуховка. Зеленый рай.
- Гений места. Таромское. "Девятый район" Днепропетровска.
- Гений места. Диевка и Сухачевка.
- Гений места. Кайдаки. Город в городе.
- Гений места. Кайдаки. Город до города.
- Гений места: истоки современного Днепропетровска.
- Загадки Преображенского собора. (часть IV)
- Загадки Преображенского собора. (часть III)
- Загадки Преображенского собора. (часть II)
- Загадки Преображенского собора. (часть I)
- Гостиничный бизнес в Екатеринославе. (часть II)
- Гостиничный бизнес в Екатеринославе.
- Екатеринослав революционый февраль - октябрь 1917 года. (часть III)
- Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года). часть II.
- Екатеринослав революционый (февраль - октябрь 1917 года)
- Свидетель путешествия императрицы - "Екатерининская миля".
- Революция как это было сто лет назад. Часть 2.
- Революция. Как это было сто лет назад.
- Три жизни "Золотой розы".
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Днепропетровск: летопись большого города.
- Провинциальные истории. Театр как цирк, или Екатеринославские театральные курьёзы.
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 22)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 21)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 20)
- Провинциальные истории. Дом Хренникова - украшение дореволюционного Екатеринослава.
- Провинциальные истории. Архитектурный капитал.
- Провинциальные истории. Дом Мизко.
- Провинциальные истории. Гражданская активность.
- Провинциальные истории. Забавы молодых.
- Провинциальные истории. "Женский вопрос"
- Провинциальные истории. Чем бы публика не тешилась…
- Провинциальные истории. Екатеринославская выставка.
- Провинциальные истории. Офицерское собрание.
- Провинциальные истории. Дом Губернатора.
- Провинциальные истории.
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 19)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 18)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 17)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 16)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 15)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 14)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 13)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 12)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 11)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 10)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 9)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 8)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 7)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 6)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 5)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 4)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 3)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 2)
- Проспект с Екатериной Славской. (Часть 1)
- "Старый" мост.
- А. Н. Поль - "cтепной колумб".
- Генерал - губернаторский дворец.
- Город, которого нет.
- Кодакская крепость.
| |