RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  13 ТАЙН ДВОРЦА ПОТЕМКИНА Необычная история необыкновенной резиденции
Выпуск 153 от 20.12.2006. Тема "История города"

Судьба распорядилась так, что первым заложенным зданием в Екатеринославе стал Преображенский собор, а первым построенным – Потемкинский дворец. Резиденция князя Потемкина, которого Екатерина II наградила полномочиями генерал-губернатора, а фактически некоронованного короля южных земель. Обустройство дворца с парком началось одновременно с проектированием Екатеринослава и едва ли не раньше реального городского строительства. Потемкин вроде бы не успел побывать в своем дворце – умер в бессарабской степи. После этого здание не однажды перестраивалось, его успешно использовали дворяне, рабочие, студенты. Дворец пережил на своем веку немало потрясений, сменил многих владельцев и несколько раз менял внешний вид. История первого здания Екатеринослава, как и всего раннего города, очень запутанна, и далеко не так понятна, как кажется на первый взгляд.


Главный планировочный треугольник на плане Екатеринослава Ивана Старова 1790 г.
Вверху: «Дом Его Светлости» (Потемкинский дворец)

Каноническая история «Потемкинского дома»

Многие путеводители и исторические исследования сообщают: Потемкинский дворец – старейшее каменное здание Днепропетровска. Сейчас здесь – Дворец культуры студентов Днепропетровского национального университета. В 1787 – 1789 гг. приглашенный из Петербурга любимый зодчий Потемкина – Иван Старов – построил на почти еще пустом екатеринославском холме великолепный дворец в стиле классицизма. Дворец быстро пришел в запустение после смерти владельца, полвека стоял в руинах, потом был восстановлен как дом дворянских собраний. После революции стал домом отдыха рабочих имени Ильича, разрушен во время войны, восстановлен… Вот, в общем-то и все. Разве что иногда где-нибудь промелькнет информация о загадочных подземных ходах под дворцом. И все.

Что было первым – фантазии Потемкина или указ Екатерины II?

Перипетии истории и значения дворца можно понять только исходя из особенностей появления Екатеринослава. Вначале был… указ Екатерины II об основании Екатеринослава на правом берегу Днепра 22 января 1784 г. Хотя на самом деле истинным вдохновителем грандиозного предприятия под названием “новый город Екатеринослав” был морганатический муж и соправитель императрицы князь Потемкин. В это время он уже негласный «вице-король Юга», видевший себя демиургом, «устроителем» новых территории России. Пока еще, правда, без приставки «Таврический» (он получит ее после южного путешествия Екатерины 1787 г., во время которого Екатеринослав был фактически основан). Князь был всецело уверен в необходимости очередной урбанистической попытки после очевидной неудачи с основанием Екатеринослава на Кильчени. Потемкин сам придумал концепцию нового города, горделиво возвышавшегося на горе в месте, где река Днепр причудливо, почти на 90 градусов поворачивает на Юг, с прямыми улицами и величественными строениями «во вкусе греческих и римских зданий».

13 августа 1785 г. Екатерина издала указ Потемкину об Екатеринославе: «соизволяем чтоб вы приказали зделать план строениям того города и оный Нам представили». Потемкин «приказал зделать» и представил. Показательный факт: уже в первом примерном варианте генерального плана города (1784 – 1785 гг.) контуры застройки только намечены, еще не выделен даже собор, но уже обозначен «Дворец Его Светлости». Дворец по плану удивительно напоминает нынешнее здание, только стоит в совершенно другом месте – в районе современного Нагорного рынка.

Если анализировать ранние планы Екатеринослава, можно четко заметить – менялась композиция города, но на каждом плане постоянно присутствуют два узловых объекта – кафедральный Преображенский собор и «дом Его Светлости», иначе «дом генерал-губернаторской». Таково было желание Светлейшего, препятствовать которому Екатерина не желала, а может быть, и не могла. Потому что знала – главным двигателем строительства города был он, Потемкин. Пусть и устраивает все по своему разумению.

Тайна № 1. Зачем Потемкину в Екатеринославе сразу две резиденции?

Ранние планы Екатеринослава достаточно неплохо известны исследователям. 6 октября 1786 г. Потемкин представил императрице на утверждение первый генплан города с документом «Начертание города Екатеринослава». В перечне зданий города на горе указаны и собор, и дворец генерал-губернатора, т.е. самого Потемкина. Кажется вполне логичным, что генерал-губернатор южных земель желал выстроить свой дворец на горе, где запланирован был и весь центр Екатеринослава.

Первые нестыковки начинаются с изучения первых же планов города. В утвержденном генплане Екатеринослава Клода Геруа 1786 г. никакого подобия современного Потемкинского дворца нет, зато «Дворец где Генерал Губернатор жительствует» обозначен в другом месте. Он должен был выходить фасадом на главную площадь, которая у Геруа занимала весь центр холма. Дворец генерал-губернатора расположен по плану в районе современных улиц Ворошилова и Фучика. В петербургском архиве автор статьи нашел в 1999 г. еще одну копию плана Геруа. На ней от этого здания «Дворца Генерал Губернатора» проведены четкие линии в сторону Днепра и рядом подпись «Дворец с каналами». Что за каналы? Новая загадка… Но на этом уникальном плане есть и… то здание, которое мы сейчас называем «Потемкинским дворцом». Оно обозначено одиноко стоящим на кромке холма. Дворец еще не окружен растительностью, но уже построен.

Когда же составлен этот план? В том же 1786 г., или в 1787 г., но не позднее, так как вскоре от плана Геруа отказались, он попросту перестал действовать, ему на смену пришел план Старова. Почему же на плане Геруа два дворца генерал-губернатора (Потемкина) и при этом «настоящий» как раз без подписи?

Из этого следует неожиданный вывод, что современный Потемкинский дворец первоначально не являлся «дворцом генерал – губернатора», как это принято считать. Такой «главный» Потемкинский дворец был запланирован в другом месте – на главной площади. Для чего тогда построили здание на кромке холма? И когда? Ведь получается, что на плане Геруа, только начавшем реализоваться, современный Потемкинский дворец уже стоит!

Самая логичная версия – то здание на кромке холма, которое мы называем сейчас Потемкинским дворцом, также строилось по мысли Потемкина, поскольку он курировал строительство всего города. Тоже личная резиденция, только «вторая»? А почему бы и нет! Первый дворец на площади – парадный, репрезентативный, второй – более камерный, решенный в стиле городской усадьбы. Но зачем?

Тайна № 2. Когда построен Потемкинский дворец?

Точная дата возведения дворца Потемкина в Екатеринославе всегда была предметом споров исследователей и до сих пор не определена. Историки архитектуры Н. Белехов и А. Петров – авторы самой известной книги об Иване Старове (1950) пишут: «Поездка Старова, состоявшаяся в августе 1787 года, связана с постройкой Потемкинского дворца в Екатеринославе… В том же 1787 году, или весною 1788 года, постройка была начата… закончена вчерне весною 1789 г.; летом того же года велись работы по его внутренней отделке». В массе историко-краеведческих изданий историки называют совершенно разные даты: чаще – 1789, реже – 1790 или даже 1786 (!) годы. То есть даже до основания Екатеринослава Екатериной 9 мая 1787 г. Газета «Екатеринославский юбилейный листок», выпускавшаяся к столетнему юбилею города в апреле-мае 1887 г., спрашивала своих читателей, были ли Потемкин с Екатериной во дворце, придерживаясь, очевидно, мнения, что дворец к этому времени будто бы был построен.

Есть другое мнение, что дворец ко времени смерти Светлейшего князя (1791) вообще не успели достроить. Однако такая точка зрения вызывает серьезные возражения. Скорее всего, «коробка» дворца к началу девяностых годов XVIII века уже стояла, здание было отделано снаружи, однако внутренние работы завершены не были.

Историк и краевед Валентин Старостин в книге «Столиця степового краю. Дніпропетровськ» (2004) высказал оригинальную версию происхождения дворца. Он считает, что дворец действительно строил Старов уже после путешествия Екатерины II, но... не на пустом месте. Он мог приспособить или реконструировать для этой цели некое предшествующее строение представительского типа.

Основания для такого заключения имеются. Во-первых, к приезду Екатерины II на вершине горы уже был сооружен целый городок из временных сооружений для приема императрицы и ее свиты. Его устроил многолетний помощник Потемкина Михаил Фалеев. Следы этого городка по сей день не обнаружены. Во-вторых, обращает на себя внимание совершенно удивительная планировка Потемкинского дворца. По сохранившимся материалам, весь главный объем дворца представлял собой один огромный зал, который, по отзывам свидетелей XIX века, «мог вместить в себя целый полк конницы». После реконструкции в середине XIX века зал перегородили, устроили холл и главный зал поменьше. Но остается вопрос: как можно было жить во дворце, который не имел передней, и в который с улицы попадали в огромный зал? Валентин Старостин делает вывод: вероятно, некий корпус, сооруженный для представительских целей (для приема императрицы), Старов был вынужден не строить, а перестраивать. Поэтому, гениальный архитектор был не свободен, и… «маємо те, що маємо».

К этому можно добавить другие очень интересные данные. В 1865 г. журнал «Русский Архив» опубликовал воспоминания М.Н. Лонгинова, жившего в середине XIX века в Екатеринославе. Описывая берег Днепра в районе Потемкинского сада, он, в частности, утверждал: «У этого берега, где Екатерина ступила на землю с галеры, на которой она плыла, стоит первый из тех каменных столбов, которые отсюда на дороге в Крым и по Крыму встречаются на каждых семи верстах и обозначают линию торжественнаго поезда по Новороссии и Тавриде безсмертной государыни в 1787 году. Сад примыкает ко дворцу Потемкинскому, разграбленному при Павле. Теперь это дом Екатеринославскаго дворянства, с огромной залой по средине». Описываемый столб – это однозначно первая «Екатерининская миля». Из источников известно, что Потемкин хотел устроить Екатерине грандиозный прием на горе, однако она сама нарушила планы своего любимца. Высадившись в Новых Кайдаках, Екатерина провела два дня там, а уже потом каретой перебралась на гору, где и положила первый камень в основание екатеринославского собора и поспешила на юг.

Из воспоминаний Лонгинова можно сделать удивительный вывод: Потемкин запланировал, что Екатерина подплывет непосредственно к Монастырскому острову и будущему Потемкинскому саду, высадится на берег, где уже стояла полусакральная первая «миля». Затем императрица должна была подняться к месту, отведенному под закладку собора. Не так ли был устроен «цивилизованный» подъем на гору от Днепра через современный парк Шевченко, который фиксируется уже на планах города начала XIX века? Сейчас это место восточнее ресторана «Маяк». В сталинское время именно здесь были богато украшенный террасы – спуск к Днепру, где желающих ожидал речной транспорт до островов. Сейчас здесь все заросло. А в 1787 г. Екатерина, видимо, именно здесь должна была высадиться, подняться на гору, и… возможно, отдохнуть в неком подобии путевого дворца.

Историки два века спорят: почему екатеринославские дворец и собор не оказались на одной оси, хотя это было запланировано еще планом Старова 1790 г.? Если Екатерина поднималась на гору с берега Днепра, ничто не должно было заслонять «царственный взор» по пути движения к вершине. Дворец не должен был преграждать дорогу императрице. Возможно, поэтому он находился сбоку. Однако пока это только предположения.


Фрагмент копии генерального плана Екатеринослава 1786 г. Клода Геруа. Вверху – «Дворец с каналами». Внизу справа – будущий Потемкинский дворец.
Не позже 1788 г.

Тайна № 3. Кто архитектор Потемкинского дворца?

Сейчас во всех книгах и путеводителях архитектором екатеринославского дворца Потемкина называется знаменитый российский зодчий конца XVIII века Иван Старов. Однако мало кому известно, что эта точка зрения возникла и устоялась лишь пятьдесят лет назад. А до этого все издания десятилетиями повторяли, что автором дворца является совсем другой архитектор – Михаил Казаков, тоже знаменитый российский зодчий XVIII века. Так написано и в «Истории города Екатеринослава» Дмитрия Яворницкого.

Почему же возник такой «разнобой»? Главная причина – катастрофическая нехватка источников, которые могли бы пролить свет на детали строительства. Собственно, дворец в этом плане не уникален – вся ранняя история Екатеринослава очень плохо обеспечена источниковым материалом. Так вот – еще в первой половине XIX века считались утерянными проектные чертежи дворца, планы и фасады, да что там – «на месте» сохранялись только несколько копий планов города раннего периода. И только во второй половине ХХ века в архивах Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Москвы удалось отыскать большое количество чертежей, дающих возможность проследить изменения в облике здания.

Логика ранних исследователей больше основывалась на общих утверждениях о том, кто строил Екатеринослав, чем на знакомстве с конкретными источниками. Каноническая история – после неудачи со строительством Екатеринослава Кильченского Потемкин приглашал сначала Михаила Казакова, а потом уже Клода Геруа и Ивана Старова, чтобы спроектировать новый Екатеринослав на Днепре. Видимо, поэтому архитектором первого дворца многие десятилетия считали Казакова.

Михаил Федорович Казаков был одним из знаменитых архитекторов «века Екатерины». Он прославился своим зданием Сената в Кремле, имеющим форму огромного треугольника, большую протяженность, строгий классический фасад, и массивный зеленый купол. Казаков строил также дворец в подмосковной усадьбе Екатерины Царицыно. Императрица, подобно ее соратнику Потемкину (а может, наоборот), часто проявляла «архитектурные капризы» – меняла придворных архитекторов. Казаков в Царицыне сменил другого гениального архитектора – Василия Баженова. Баженовский дворец Екатерина велела сломать, правда, казаковский ей тоже не понравился. Он так и не был обжит императрицей.

Потемкин, со свойственным ему размахом, проделал ту же процедуру с целым городом – Екатеринославом. Имеются смутные сведения источников, что сначала архитектором нового города был приглашен Казаков, который даже выполнил какие-то проекты (?!), но потом сказался больным (!) и уехал обратно в Москву. Дело об этом пока сокрыто в недрах архива древних актов в Москве. Потом Потемкин пригласил француза Геруа, тот сделал план города, проект собора, проекты утвердили, и… все равно иностранец чем-то не удовлетворил Потемкина. Князь, недолго думая, приказал в 1787 г. «выписать из Петербурга» своего, можно сказать, «проверенного» архитектора Ивана Старова, который до этого построил главную петербургскую резиденцию Потемкина – Таврический дворец. Теперь уже Старов выполнил новый проект и Екатеринослава, и дворца.

Чем не удовлетворил Потемкина Геруа – академик двух академий – Французской и Российской? Старов отказался от многого, что было заложено в плане Геруа. В плане Старова того «виртуального» дворца генерал-губернатора, что на площади (у Геруа) нет вообще. Нет и той площади. Потемкинский дворец Геруа исчез. Зато вся система городской застройки завязана на двух зданиях: кафедрального собора, того, что заложила в 1787 г. Екатерина, и «дома Его Светлости» или «Дома генерал-губернаторского». Только теперь главным и единственным Потемкинским дворцом стал… тот самый одиноко стоящий дом на кромке холма, обозначенный на одной из петербургских копий плана Геруа, пожелтевшей от времени.

***

Знаменитый генеральный план Старова, вернее, его трехлучевая система. Екатеринослав на горе – огромный равнобедренный треугольник. Новый дворец Потемкина – вершина всей планировочной композиции. От него расходятся три луча улиц. Линия, проведенная от «дома Его Светлости» к собору – является его медианой, биссектрисой и высотой. Если посмотреть иначе… гигантский глаз и… циркуль.

Максим Кавун
Продолжение следует . . .
 






+380 56 79-000-79
   Объявления
Продам 3 комнатную квартиру, S = 82 кв. м. ж/м Победа
Загородный дом в коттеджном поселке Барвита. Типовой проект “ПЛАТАН” Общая площадь 332,5 кв.м
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0819