RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Днепропетровск: философия успеха. Эпоха Леонида Кучмы в истории Днепропетровска
Выпуск 116 от 22.03.2006. Тема "История города"

«Днепропетровский клан», «Город чугуна и стали», «Космическая столица»… Особая роль Днепропетровска в истории Российской империи, Советского Союза и независимой Украины волнует историков, политологов, культурологов и журналистов уже не одно десятилетие. Секреты устойчивого роста и влияния города на Днепре, его политических и бизнес-структур пока еще «полуоткрыты» для любопытных. Попробуем и мы всмотреться в то, что скрывается за фасадом, и оценить, что сделали для «своего» города и региона люди, наделенные властью, – от «Светлейшего» Потемкина до Кучмы и Пинчука, Лазаренко и Тимошенко.

События конца 2004 – начала 2005 гг. завершили постсоветскую эпоху и начали новый отсчет политического времени в Украине. Накануне выборов-2006, которые призваны засвидетельствовать новую структуру системы государственной власти, нелишне оглянуться чуть-чуть назад, попытаться определить успехи и поражения времени президентства Леонида Кучмы, в первую очередь, для Днепропетровска и его жителей.

Обманчивая внешность украинского президента

«Восхождение на самую вершину украинской политической пирамиды простоватого мужичка с носом-туфелькой и безмятежным взглядом васильковых глаз – не слишком яркого политика и не очень выдающегося экономиста – можно объяснить лишь сумбурной логикой переходного времени. Сельский парень, выбившийся в инженеры, а потом и в директора, оказался нужной картой в политическом пасьянсе, который с самого начала раскладывал не он» (Итоги. – 1997. – 3 июня.). Не со всем в этой фразе эксперта можно согласиться. Большую роль в восхождении Леонида Кучмы на политический Олимп сыграли как раз умение трезво оценить состояние сил и в условиях гипертрофированного противостояния представить себя как некую стабильную спокойную третью силу. В первой половине 1990-х гг. Украина бурлила, и неизвестно, по какому бы сценарию развивались события (примеров в странах Юго-Восточной Европы более чем достаточно), если бы кресло Президента занял какой-либо радикальный деятель, а не внешне простоватый Кучма. Сила и долговременность (около 15 лет) политической жизни Кучмы обусловлена как раз этой внешней неброскостью, способностью не «вызывать огонь на себя» со стороны противоположно настроенных слоев общества. А между тем, этот человек сосредоточил в своих руках большую власть и достаточно эффективно ею распоряжался. В том числе и на пользу родного города.

На самом деле Днепропетровск не является для Кучмы настоящей родиной (он появился на свет в селе Чайкино Черниговской области), но судьба его со времен учебы прочно связана с городом на Днепре. Леонид Кучма хорошо усвоил многие днепропетровские властные механизмы. Это сегодня для политика считают необходимым выдающиеся внешние качества, индивидуальную харизму. Мы забываем о том, что в советское время внешние качества не были главными, на первый план выходил талант функционера. Таким функционером и был Леонид Кучма. Он – человек системы. Днепропетровск – город системы. Чтобы достигнуть успеха в советское время, нужно было преодолеть все ступени тоталитарной властной вертикали, и суметь при этом не потерять себя, не забыть чего и зачем ты хочешь и чего добиваешься. А это посложнее регулярных словесных баталий в открытых дебатах. Кучме удалось сделать успешную карьеру в Днепропетровске. Окончил «закрытый» физтех, дальше продвижение на легендарном «Южмаше», пост секретаря парткома завода, должность заместитель директора – Александра Макарова. В 1986 г. Макаров передал Кучме руководство целым заводом. Между прочим, Кучма лауреат Ленинской премии – за участие в создании ракет СС-18 и СС-20.

Днепропетровск довольно быстро оправился от потрясений перестроечной эпохи, потому что был эффективной и мобильной городской социально-экономической системой. В 1992 г., когда экономические и социальные эксперименты нового правительства стали «давить на горло» населению и, прежде всего, индустриальным, технократическим регионам, оппозиция формировалась под влиянием «красных директоров». Вот тут-то нашел для себя политическую нишу Леонид Кучма. В 1992 – 1993 гг. - премьер-министр. В 1994 г. пошел на выборы президента с лозунгами, простыми и понятными юго-восточным регионам: «Русский язык - второй государственный!», «Я наведу порядок!». Занял президентский пост, как оказалось надолго (до начала 2005 г., когда официально сдал полномочия).

Альянс «Кучма – Лазаренко» или кто подарил Днепропетровску метро?

Что такое «днепропетровский клан» девяностых годов ХХ века? Властные линии Кучмы и Лазаренко плюс более мелкие группировки. Причем роль субъективного фактора как раз в девяностых годах очень велика. Альянс двух главных фигур сцементировал властную группировку, разрыв альянса привел к кризису «днепропетровского клана» (или «семьи») и, как следствие, к утрате господствующего положения в украинской системе власти. Днепропетровская группировка никогда не была монолитной. Кучма и его люди – выходцы из кругов промышленно-технической элиты. Лазаренко со своими людьми – взошли по линии областного руководства и связаны больше с аграрной отраслью. Днепропетровск и область никогда не находились в гармоническом единстве, и это противоречие с новой силой вышло наружу в девяностых годах ХХ в. Но пока оба лидера умели объединять усилия и умерять амбиции – в днепропетровской группировке наблюдался определенный баланс. Все объекты, открытые в годы руководства областью Лазаренко, санкционировались и поощрялись тем же Кучмой. Инициатива по достройке метро не могла быть реализована без санкции Кучмы. Когда каждый начал тянуть одеяло на себя, а Лазаренко начал активно проявлять президентские амбиции, чувство самосохранения одной из частей «днепропетровского клана» взяло верх, и это закономерно. Только баланс интересов нарушился и на смену «днепропетровскому клану» стали приходить более монолитные финансово-промышленные группировки, в первую очередь, донецкая. «Технократы» поссорились с «аграриями» и это привело к снижению влияния «Днепропетровского лобби» на процессы, происходящие в Украине.

Передел собственности: «Трижды проданный» костел и многое другое

В девяностых годах ХХ в. среди жителей Днепропетровска упорно ходил слух (подчеркиваю, слух), что обе части главного проспекта Карла Маркса поделены между двумя владельцами: четная отдана Лазаренко, а нечетная – Кучме (или наоборот). Некоторые здания как раз на нечетной стороне ассоциировались в средствах массовой информации с Лазаренко, в первую очередь, проданный заокеанской фирме бывший римо-католический костел. В этом смысле Лазаренко, конечно, не повезло, поскольку в последние годы в местных СМИ «полоскали» именно его фамилию. История с костелом, Домом политпросвещения и зданием региональной таможни на проспекте Пушкина – только верхушка гигантского айсберга по переделу лакомых кусков недвижимости в Днепропетровске в 1990-х гг.

Еще в 2004 г. областной совет решил вернуть в свою собственность ряд зданий «незаконно проданных при Павле Лазаренко». Едва ли не главным в этом списке числился перестроенный в советское время бывший костел (просп. Карла Маркса, 91). Выяснилось, что еще «в конце 1996 года постройка вместе с другими зданиями так называемой “красной линии” проспекта Карла Маркса (всего 7 строений) были проданы Павлом Ивановичем Лазаренко, в те времена руководителем областного совета, различным частным лицам. Собственно церковь продали некоей панамской компании…» (http://the-persons.com.ua/index.php? AID=1596). Пикантности ситуации прибавил тот факт, что здание вообще не подлежало продаже согласно принятому еще на заре независимости Указу Президента Украины, предусматривавшего передачу церковных зданий их бывшим владельцам. Местная пресса разразилась целым рядом статей в духе «даже кроткий Христос изгонял торговцев из храма бичом» и «в истории с костелом мы имеем беспредел в кубе» (http://the-persons.com.ua/index.php? AID=1808). Не знаю, беспредел ли это в кубе или в квадрате, но только воз и ныне там. Костел так и не возвращен верующим, даже, несмотря на несколько официальных прошений папского нунция (!).

История с костелом в равной мере характеризует всех участников экономических процессов в Днепропетровске эпохи президентства Леонида Кучмы, а не одного Лазаренко или кого-либо другого.

Новая жизнь «Южмаша»: «Морской старт» и другие космические проекты

Одна из главных заслуг Президента Кучмы перед Днепропетровском – патронат и сохранение одного из главных градообразующих предприятий – легендарного «Южмаша».

В девяностых годах «ракеты как сосиски» на Южмаше уже не делали. Конверсия угрожала если не «добить» бывший главный центр ракетно-космической отрасли СССР, то, по крайней мере, ставила серьезные задачи по трансформации производства и переход его на рыночные рельсы. Выход был найден. Используя мощности предприятия, на «Южмаше» поначалу (с 1992 г.) стали выпускать троллейбусы, потом совместно с чехами – и трамваи.

Затем под непосредственным контролем Президента Кучмы принимаются закон «О космической деятельности» (15 ноября 1996г.) и общегосударственная долгосрочная космическая программа. 28 марта 1999 г. в районе экватора с морской платформы впервые запустили украинскую ракету «Зенит» в рамках международного консорциума «Морской старт». В этом проекте участвуют компании «Боинг» (США), «Энергия» (Россия), «Кварнер» (Норвегия) и днепропетровское ПО «Южный машиностроительный завод им. А. Макарова» и КБ «Южное» имени М.К. Янгеля. За пять первых лет работы проекта «Sea Launch – Морской старт» дали 14 успешных пусков днепропетровских ракет. Даже ракету «Сатана» (SS-18) взялись переоборудовать в космический носитель, выводящий теперь на орбиту спутники. Сегодня «Южмаш» производит, кроме «профильной» продукции, тракторы и троллейбусы, трамвайные вагоны и даже совершенно новые для Украины ветроэнергетические установки. В 1996г. Леонид Кучма инициировал открытие в Днепропетровске Национального центра аэрокосмического образования молодежи Украины. «Южмаш» отстоял свою нишу на рынке аэрокосмических услуг и в 2004 г. торжественно отметил 50-летний юбилей.

«Монумент космонавтики» как символ внутреннего кризиса «днепропетровской семьи»

Кто-то сказал, что когда ставят слишком много памятников, это свидетельствует о слабости, а не о силе идеологии. Потому, что когда носят что-либо в сознании, для этого не нужно излишнее внешнее выражение. Когда же какая-либо структура чувствует свой кризис, она пытается скрыть его за внешними демонстрациями. А получается наоборот. В середине 1990-х гг. «Лазаренко удалось расколоть днепропетровский клан — главную опору президента Кучмы — и встать во главе наиболее могущественной его части, ориентированной на российский ТЭК» (Кто есть Кто Украина. – 1998. – № 2). Одна ветвь могущественного клана сохранила свое влияние средством дезорганизации другой и почти сразу, по невидимому закону, начала терять свое влияние. В поздний период правления Президента Кучмы «днепропетровский клан» распадается на ряд групп влияния со своими харизматическими лидерами (Пинчук, Тимошенко, Деркачи, Коломойский и др.). Однако самое интересное, что эти перипетии в жизни «клана» в целом не повлияли кардинально на параметры развития Днепропетровска. Мощная поддержка правящих государственных структур в эпоху кризиса первой половины – середины 1990-х гг. сделала свое дело – Днепропетровск удачно использовал свой шанс и прочно занял место одного из определяющих центров влияния в Украине, несмотря на то, кто в данный момент находится при власти.

Летом 2003 г. местная власть в преддверии очередного приезда Президента «на малую Родину» в спешке поставила новый «монумент» на одной из городских площадей – на Подстанции, при въезде со стороны Запорожского шоссе. Вырубили группу деревьев «на кольце», и поставили массивное металлическое сооружение – призванное напоминать спутник на орбите. Местная пресса сообщала, что заявленная стоимость этого сооружения – больше 900 тысяч гривен. Жители посмеивались. А Президент не открыл этот монумент. Он проехал мимо сооружения, прибыл в резиденцию, снял с должности губернатора (по ряду причин), назначил нового. Но стабилизации ситуации в области добиться не удалось. Впереди была эпопея с «Озеркой» и тому подобные вещи. А потом сами знаете что. Так и не неоткрытый серый памятник на Подстанции остался своеобразным символом дезинтеграции, разлома внутри днепропетровского «клана». К слову, «монументу» не помешала бы вечерняя подсветка – так и той нет.

Прощальный подарок: ремонт «alma-mater»

В 1960 г. Леонид Кучма окончил физико-технический факультет Днепропетровского государственного университета имени 300-летия воссоединения Украины с Россией. Тогда этот факультет был одним из главных советских (если не мировых) центров подготовки специалистов в области ракетно-космической техники. Долгие годы физтех ДГУ являлся базовым в структуре университета, социогуманитарные факультеты намного отставали по показателям развития. Став Президентом, бывший выпускник не забыл свою «alma-mater». Звание «Национального» университет получил, естественно, не самым первым, но одним из первых, 11 сентября 2000г. Во время своих визитов в Днепропетровск, Кучма регулярно навещал «свой» университет. В сентябре 2000г. – торжества по поводу 40-летия того выпуска физтеха, из которого вышел Президент. Ровно годом позже – 50-летний юбилей самого факультета, отмеченный на самом высоком уровне. В это же время появляется флаг университета – фактически составленный из флага Украины и вузовского герба. Такая вот привилегия «Президентскому» вузу. Однако целый ряд проблем решить так и не удалось. Университетский городок ДНУ занимает большую территорию, многочисленные корпуса разбросаны еще и по разным частям города. Главный 13- этажный корпус по проспекту Гагарина, 72, 1975 г. постройки, с течением времени пришел в такой упадок, что никак не отвечал «презентационным функциям». Только весной 2004 г. началась масштабная реконструкция главного корпуса ДНУ. По слухам, «добро» наверху давал сам Президент. К рубежу 2004 – 2005 гг. (с известными событиями) успели капитально реконструировать (по сути, выполнить заново) фасадную часть с остеклением. Новый «синий» корпус снова вернул себе роль доминанты района. Однако внутренние работы пока не завершены, и остается только надеяться на лучшее, чтобы реконструкция «президентских» масштабов наконец-то завершилась.

***

Можно бесконечно спорить о том, что было бы, если…? Каким путем пошло бы развитие Днепропетровска в девяностые годы, не окажись на главном государственном посту «наш человек». Но, согласитесь, – то, что большая часть политической элиты Украины девяностых годов во главе с президентом были выходцами из Днепропетровска, помогло городу пережить трудные годы кризиса, сохранить свои базовые показатели развития и вывести их сейчас уже на новый уровень. Эпоха Леонида Кучмы в истории Днепропетровска закончилась. Она была, прежде всего, эпохой «стабильного политического успеха» и устойчивого преодоления экономического кризиса. Личная роль Президента в этом очень велика. А вот как «справится» Днепропетровск наедине со своими проблемами, когда этот элитный каркас исчез (или почти исчез), как выстроит новую линию развития – покажет будущее. Будет ли кто-то защищать интересы Днепропетровского региона с прежней эффективностью – станет ясно после парламентских выборов 26 марта 2006 года.

Максим КАВУН






   Объявления
Продам! Красивый уютный деревянный дом в селе Сажевка в 10 км от Днепропетровска!
Предлагается к продаже завод нового поколения


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.