RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


RSS новости RSS статьи

Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Гений места. Часть XXV. Мосты в судьбе города
Выпуск 90 от 07.09.2005. Тема "История города"

Древние римляне называли это "genius loci" - "душа места", "гений места" - те уникальные, неповторимые черты, которые в комплексе и создают оригинальный образ территории. Попробуем описать историю и особенности формирования районов Днепропетровска от древности до наших дней, чтобы получше рассмотреть лицо нашего города и заглянуть ему в душу.


Пожар на деревянном мосту 1961 г. (на месте "Нового" моста). Впереди Мерефо-Херсонский мост. Редкое фото с сайта www.gorod.dp.ua.

Городские мосты наглядно представляют разные эпохи в жизни Днепропетровска и его жителей. Деревянный наплавной мост - первое столетие патриархальной жизни губернского города. Грандиозный "Старый" мост - символ промышленного Екатеринослава - "Новой Америки". Железобетонное кружево Мерефо-Херсонского моста - индустриализация двадцатых - тридцатых годов. "Новый" мост - времен "золотого века" СССР и Днепропетровска, обычно называемого эпохой застоя. И Южный мост - серьезное достижение эпохи независимой Украины. Переправы между историческими эпохами…


Казацкий Перевоз

А еще раньше, до металлических и деревянных мостов, до основания Екатеринослава, в этой части реки функционировал известный казацкий перевоз. Он помогал жителям Левобережной Украины, ехавшим на Сечь и в более южные районы. Перевоз этот располагался в районе Нового Кодака на правом берегу и Каменки на левом (об истории поселков наша газета рассказала в № 11, 12 и 16-17 от 2005г. - сайт realnest.com.ua). Епископ Феодосий Макаревский в "Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" (1880) пишет: "Все путешественники с западного края, все чумацкие и казацкие ватажки, шедшие на Дон и в Кагальник за рыбою, с одной стороны, а равно и все промышленники и торговцы из Курской и Орловской, из Воронежской и Харьковской губерний, отправлявшиеся в Крым за солью, с другой стороны, - все переезжали чрез Днепр, на правой стороне его, у Новаго Кайдака, а на левой - у Камянки". По распоряжению Запорожского Коша на левой стороне Днепра была помещена особая перевозочная команда со строгим наказом - "всем путешественникам облегчать переезд чрез Днепр".

Как екатеринославцы переправлялись через Днепр

Со строительством Екатеринослава на правом берегу Днепра старая переправа прекратила существование. Зато остро встала проблема переправы через Днепр в месте расположения нового города.

Постройку моста в Екатеринославе предполагал еще князь Потемкин. Екатеринославский наместник и руководитель работ по строительству города Иван Синельников писал 15 января 1785г. секретарю Потемкина Василию Попову, что по примеру Кременчуга в Екатеринославе "так же будет великой проезд чрез Днепр". Вероятно, он имел в виду мост. Но судьба многих потемкинских проектов хорошо известна….

В 1796г. устроили наплавной мост и перевоз через Днепр. Содержать их "местное общество" уполномочило купцов Осипа Зайцева и Федора Лебедева. О том, как екатеринославцы и гости города переправлялись через реку почти столетие, поведал старожил Порфирий Яненко в газете "Екатеринославский юбилейный листок" (1887): "Я… увидел первый раз г. Екатеринослав в 1841 году, когда привезли меня для помещения в учебное заведение. Мне говорили тогда, что будем ехать чрез широкую реку Днепр по живому мосту. Интересуясь видеть какой-то живой мост, я всю дорогу смотрел вперед, и когда глазам моим представилась издалека какая-то светлая широкая полоса, то я был уверен, что это река Днепр, но в этом ошибся; то оказались кучугуры песку… Приблизившись к Днепру, увидел и мост, но не вижу в нем ничего живого, - он составлен из бревен и досок с деревянными перилами, похож на мост, устроенный в селе Подгороднем чрез речку Кильчень, только безконечно длинный. Мост этот был тогда на том самом месте, где ныне существует железный мост. При переезде чрез мост часть его, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался на свое место. Этим и разъяснилось мое недоумение, почему его называют "живой мост". Зимой мост разбирали, а жители переправлялись просто по льду реки.

Екатеринославский вице-губернатор Вульф в октябре 1850г. подал на имя министра внутренних дел докладную записку об улучшении хозяйства губернского города (хранится в Российском историческом архиве в Санкт-Петербурге). Среди неотложных мер упомянуто и "учреждение нового моста на плотах через Днепр" взамен старого, содержавшегося за счет земства. Вице-губернатор писал, что старый мост обычно наводили около середины июня. А это мешало переправляться чумакам с товарами. Их обозы проходили через Екатеринослав преимущественно с хлебом, холстом, рядном, постным маслом и пенькой на Юг, обратно возвращались из Таврической губернии с солью. При переправе на паромах и дубах (особых долбленых лодках), чумаки вынуждены были ждать очереди неделю и больше. К тому же, мост на плотах могли безопасно наводить уже со вскрытием реки ото льда, в конце февраля. Длина нового моста могла составить около 500 сажен (чуть более километра).

Неизвестно, был ли построен такой мост, но во второй половине XIX века расположение переправы изменилось. На одной из первых фотографий Екатеринослава (около 1870г.) видно, что наплавной мост размещается на месте современного "Нового" моста. Такой мост, конечно, не мог удовлетворить потребностей в организованном сообщении. Пока Екатеринослав был патриархальным городком, он мирился с таким положением дел. "Промышленная революция" конца XIX века кардинально решила эту проблему.

Как соединились криворожская руда и донецкий уголь


Нижняя часть Екатеринослава и наплавной мост через Днепр. Одна из первых фотографий города и единственная, сохранившая изображение моста. Около 1870 г.

18 мая 1884г. в Екатеринославе торжественно открыли новый мост Екатерининской железной дороги. Современники сравнивали его с чудом, дотоле невиданным в приднепровских степях. Грандиозное металлическое сооружение протянулось между двумя берегами Днепра, установив прочное сообщение между двумя промышленными бассейнами - Кривбассом и Донбассом. Автором проекта моста был инженер Николай Аполлонович Белелюбский, который стал профессором Петербургского института путей сообщения в 28 лет (!). Мост был двухъярусным, длиной 592 сажени (1263 м) от конца до конца стояков, и 645 саженей (1376 м) от конца до конца железного сооружения. По своим размерам тогда это был третий мост в Европе после Александровского моста через Волгу и Мурдейского моста в Голландии (Козацтво. - 1994. - № 1). Несколько раз мост разрушали и каждый раз восстанавливали заново. Последняя капитальная реконструкция прошла несколько лет назад. (Подробнее историю "Старого" моста читайте в номере № 5 нашей газеты от 10.12.2003 - сайт realnest.com.ua)

Один из красивейших мостов мира

Второй по времени сооружения мост в черте города - Мерефо - Херсонский. Его начинали строить в Екатеринославе, а завершили - в Днепропетровске. Строили его для Мерефо - Херсонской железной дороги (отсюда и название), и он серьезно улучшил состояние железнодорожного сообщения по обоим берегам Днепра. Начали сооружение еще в 1914г., однако успели сделать только опоры. Второй раз приступили в 1930г. по проекту инженера Н.Н. Колоколова. Мост был металлическим на железобетонных опорах. Впервые в истории мостостроения здесь был применен монолитный железобетон. При этом использовали опоры, поставленные накануне Первой Мировой войны и революции. Работы по строительству и испытанию моста продолжались всего семь месяцев и завершились 21 декабря 1932г. Его общая длина составила 1610 метров (ширина Днепра в этом месте - 1250 метров). Одновременно завершили прокладку специального тоннеля в Тоннельной балке (отсюда и ее название) и подвели новые железнодорожные пути.
Легкое кружево моста, его арочные железобетонные пролеты "легкой и смелой конструкции", отражающиеся в воде над Днепром, завершили великолепную днепровскую панораму и сделали его одним из самых узнаваемых символов Днепропетровска. Это памятник инженерной архитектуры национального значения (подробнее см. www.am-bridge.com.ru/bridge/dnepr_bridge).

Два "новых" моста


Южный мост. Проект. Журнал "Наука и жизнь", 1982г.

В новейшее время в Днепропетровске было два "новых" моста. Еще в 1944г., в конце Великой Отечественной войны, когда "старый" железнодорожный мост лежал в руинах, воины Красной Армии соорудили деревянный мост через Днепр на месте современного "нового" моста. Уже к середине 1950-х гг. он пришел в негодность и был закрыт для проезда транспорта. По воспоминаниям старожилов, жители города продолжали ходить пешком с одного берега на другой. В самом мосту зияли дырки, шатались деревянные балки. Какое-то время сообщение между берегами осуществляли две баржи, которые отправлялись от современной улицы Миронова до водной станции завода Карла Либкнехта в парке Воронцова. А в 1961г. деревянный мост сгорел. Совсем недавно в фотогалерее сайта gorod.dp.ua появился редкое фото этого пожара. Снимок сделан с острова Шевского, который тогда был одним из главных городских мест отдыха. Левее - Комсомольский остров, впереди - Мерефо-Херсонский мост, за ним - деревянный мост, охваченный огнем.
После пожара довольно быстро построили новый железобетонный мост, который был открыт 5 ноября 1966г. Он получил название "мост имени 50-летия Великого Октября". Но жители города называют его "Новым", встречается и другое название - "Белый". Со стороны правого берега начало моста украшают два пилона со скульптурными барельефами работы Юрия Павлова. Для своего времени это были довольно смелые работы, особенно изображения обнаженных мужчин и женщин (хоть и в стиле "соцреализм" и под лозунгом "Вся влада Радам"). Можно вспомнить скульптуру "музы" возле оперного театра - того же автора.

Кайдакский мост

С развитием города по обоим берегам Днепра в западном направлении стала ощущаться потребность построить мост в районе Кайдак. Три столетия назад здесь был казацкий перевоз. Теперь здесь Кайдакский мост, открытый 10 ноября 1982г. Он соединил поселок Новый Кайдаки и жилмассивы Красный Камень, Парус, Коммунар (правый берег) с Донецким шоссе и жилмассивом Фрунзенский, с казацкими поселками Ломовка и Каменка (левый берег). Теперь по этому мосту следует транзитный автотранспорт по дороге Киев - Донецк. Да и строительство в этой части заметно активизировалось. В 1996г. по мосту пустили скоростной трамвай.

Южный мост: мечты и реальность

В пятидесятые - семидесятые годы Днепропетровск интенсивно увеличивал свою территорию, превращаясь в индустриальный мегаполис. В 1977г. к городу присоединили город Приднепровск на левом берегу Днепра. А на правом берегу ударными темпами строился огромный жилой массив "Победа". Пришла необходимость соединить оба берега Днепра в этом месте.

Журнал "Наука и жизнь" в 1982г. писал: "В южной части Днепропетровска намечено строительство моста через Днепр длиной более километра. Он не только поможет разгрузить улицы города от транзитного автотранспорта. Под проезжей частью моста будут закреплены четыре трубопровода диаметром 1200 миллиметров для подачи тепла с левого берега от Приднепровской ГЭС в правобережную центральную часть города. Основной судоходный пролет моста подвешивается с помощью вант к двум пилонам. Эти пилоны поднимутся над серединой проезжей части моста, как бы пронзая ее. Такое решение улучшает конструктивные и архитектурные достоинства будущего сооружения. Ширина моста рассчитана на четырехполосное движение. Но при необходимости проезжую часть можно будет расширить с помощью специальных консолей для движения в шесть рядов". Таким был проект Южного моста в Днепропетровске.

Реальный мост сооружали девятнадцать лет (1981-2000), и результат оказался гораздо прозаичнее проектов. Две недостроенных части моста выдвигались с обоих берегов (они оказались еще и разной высоты!); центральную часть все никак не удавалось построить. Экскурсантам, рассматривавшим днепровскую панораму от Монумента Славы, показывали недостроенный мост как достопримечательность. В 1993г. строительство заморозили, в конце девяностых решили все-таки завершить мост, но при этом отказаться от вант в центральной части. Вспомнили, что две части вышли с разным уклоном. Центральную часть пришлось сделать изогнутой, причем не симметрично обоим концам, а неправильной формы. Получился неразрезной металлический мост, но оптимальная форма его была нарушена. Это тоже своеобразная "достопримечательность" Днепропетровска.

И все-таки - ввод в эксплуатацию Южного моста, состоявшийся 21 декабря 2000г. - важное событие в развитии транспортной инфраструктуры города. По нему пустили грузовой транспорт из центра города, с направлением в сторону трассы Москва - Симферополь. Как сообщала газета: "Южный мост соединил два района областного центра - Самарский и Жовтневый, а также "приблизил" к нам Запорожскую и Донецкую области" [Вісті Придніпров'я. - 2000. - 26 груд.]. Строительство моста длиной 1248 метров и шириной 22 метра обошлось в 156,5 миллиона гривен [Зеркало недели. - 2000. - № 51]. Южный мост - первый объект такого масштаба, построенный в Украине за годы Независимости.

***

Днепропетровск не назовешь "городом мостов", как, например, Петербург. Но пять днепровских мостов, о которых мы рассказали - визуально и исторически значимые символы и достопримечательности "столицы Приднепровья".

 

Максим Кавун


Конец двадцать пятой части.
Начало в номерах №№ 10-34 (2005г.)






+380 56 79-000-79
   Объявления
Сдам! Мост-Сити! 3-комнатную элитную квартиру, с паркингом!
Продается капитальный дом р-н пр. Петровского
   Реклама


     © компания "Realest", 2003
     © изготовлено "Matrix Design", 2003
Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.

Rated by PING Яндекс цитирования Рейтинг-каталог АГЕНТ.com.ua
Время формирования страницы: 0.0832