RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Ворота города. История строительства днепропетровского вокзала
Выпуск 379 от 26.10.2011. Тема "История города"

Ворота города. История строительства днепропетровского вокзала

3 ноября отмечает свой 60-летний юбилей железнодорожный вокзал «Днепропетровск–Центральный». Это здание – один из признанных символов города. И не только потому, что вокзал первым видят приезжающие в Днепропетровск, а прежде всего, из-за своей оригинальной архитектуры.

У вокзала два дня рождения. 15 ноября – когда 138 лет назад открылся первый вокзал на левом берегу. И 3 ноября, когда было открыто существующее здание – памятник архитектуры стиля «сталинский ампир». Как строился днепропетровский вокзал? Кто создавал проект? И чем отличается сегодняшнее здание от первоначального проекта?



Разрушенный вокзал в Днепропетровске.
Фото около 1943 г.


ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ ПРОСТОЯЛ 57 ЛЕТ

Первая железнодорожная станция «Екатеринослав» была открыта 15 ноября 1873 г. в составе Лозово-Севастопольской железной дороги. Но располагалась она… на левом берегу Днепра и теперь носит название «Нижнеднепровск». В 1884 г. открылось движение по Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороге, были открыты огромный мост (ныне в реконструированном виде – Амурский) и железнодорожный вокзал на правом берегу Днепра.

Вокзал стал одним из знаковых зданий Екатеринослава. Это было длинное здание в «неорусском стиле», восходящем к архитектуре Руси XVII века, и отличающемся пышностью и массой декоративных элементов. Две массивные башни акцентировали главный фасад. На боковых фасадах красовались характерные крыльца в стиле XVII века.

В советский период «неорусский стиль» подвергся критике как «мелкобуржуазный» и «безвкусный». Еще в 1934 г. был разработан проект более вместительного вокзала в стиле конструктивизм, однако он не был реализован. В 1941 г. старый вокзал был разрушен в результате немецкой бомбардировки. Остов здания сохранялся до конца 1940-х годов и стал одним из символов разрушенного Днепропетровска.

АЛЕКСЕЙ ДУШКИН – АРХИТЕКТОР МОСКОВСКОГО МЕТРО И ВОКЗАЛОВ

Автор проекта днепропетровского вокзала – знаменитый архитектор Алексей Николаевич Душкин. Почти наш земляк – он родился в 1903 г. в нынешнем Золочевском районе Харьковской области. Душкин был учеником выдающегося харьковского архитектора Алексея Бекетова. Впоследствии Душкин стал классиком стиля «сталинский ампир», лауреатом трех Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949 гг.). Самые известные работы Душкина – станции московского метро «Кропоткинская», «Маяковская», «Автозаводская» и др. Душкин работал главой архитек­турной мастерской Министерства путей сообщения СССР и в силу этого обстоятельства стал автором известных проектов вокзалов – в Днепропетровске, Симферополе (1951), Сочи (1952). В Москве Душкин спроектировал также одну из семи «сталинских высоток» на площади Красных ворот и универмаг «Детский мир».

ОТКРЫТИЕ ВОКЗАЛА – ПРАЗДНИК ВОЗРОЖДЕНИЯ ГОРОДА

Проект днепропетровского вокзала – первый из вокзалов Душкина. Он был создан в 1945 г. при участии архитектора И. Потрубач. Впервые к работам по сооружению вокзала приступили в начале 1946 г. Уже в следующем 1947 г. выяснилось, что фундамент сооружения дал просадку. Работы спешно остановили, и строительство закончили только в начале 1950-х годов.

1 ноября 1951 г. трамваи и троллейбусы впервые прошли по новому кольцу Привокзальной площади. А 3 ноября 1951 г. состоялась торжественная церемония открытия нового вокзала. На ней присутствовало руководство города и области, множество горожан и сам архитектор вокзала А. Душкин.

Газета «Днепровская правда» в традиционном для того времени стиле отмечала: «Тысячи днепропетровцев заполнили вчера новую большую привокзальную площадь города. С радостью и гордостью они отмечали выдающееся событие в жизни индустриального Днепропетровска – ввод в эксплуатацию нового вокзала. Прекрасный подарок к 34-й годовщине Великого Октября получили трудящиеся. Огромное светлое здание вокзала празднично украшено».

В 16 часов дня начался праздничный митинг. На нем выступили председатель горисполкома Н. Гавриленко, начальник строительства вокзала Фаткулин, начальник Сталинской железной дороги Коломийцев, бригадир передовой бригады каменщиков Кирсанов, машинист паровозного депо Гринюк. Секретарь городского комитета компартии Храпунов поздравил строителей и горожан. Сюрпризом стало прибытие на открытие вокзала его автора – архитектора Душкина. Он также выступил на митинге. А завершился митинг в традиционной для того времени манере – было принято «приветственное письмо гениальному вождю и учителю советского народа товарищу Сталину». Красную ленточку перерезал секретарь областного комитета партии А. Кириленко, в будущем ближайший соратник Леонида Брежнева в руководстве СССР. Днепро­петровский вокзал был открыт для посетителей.

Почему проект днепропетровского вокзала стал причиной несчастий его автора – архитектора Душкина? И чем отличался проект здания от того вокзала, какой мы видим сейчас? Читайте в следующем номере.

Максим КАВУН,
кандидат исторических наук,
член Национального Союза Краеведов Украины






   Объявления
Продажа. Магазин крупного формата. Г.Днепродзержинск, центральный район.
3 комнатная квартира в нагорном р-не, с автономным отоплением


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.