RealNest. Недвижимость в движении! НовостиКомпанияУслугиИнформацияНедвижимость


Опросы

Горячие предложения
База недвижимости
Кредитный калькулятор
Расчет стоимости квартиры

  Ленина, 6: наш скромный небоскреб
Выпуск 285 от 30.09.2009. Тема "История города"

Ленина, 6: наш скромный небоскреб

Окончание. Начало в №32-33

«Много лет стоял дом разрушенный, напоминая грандиозностью своей развалины древнего мира, и днепровские ветры буйно перекликались в его неисчислимых окнах, обращенных во все стороны. Многое уже беспощадно разрушено, остатки безжалостно расхищаются. Во всех этажах шныряют маленькие оборванцы, кропотливо ковыряют стены, пробивают потолки, сбивают барьеры – все это для того, чтобы добыть железо. Здание зияет дырами, пробитыми ради копейки и так просто, ради… прелести разрушения».

Часть 3. Клуб железнодорожников



Клуб в 1930-х гг.


Только в апреле 1927 г. профсоюзы транспортников начали переговоры с окружными властями о размещении в Общественном собрании клуба железнодорожников. Хотя железная дорога и имела проект на новое здание клуба, но денег под это строительство выделено не было, и профсоюзы решили обойтись «малой кровью». Правда, по другим сведениям, здание было навязано железной дороге окрисполкомом. Как бы то ни было, но уже 13 мая состоялись торги на восстановительные работы стоимостью в 450 000 руб. При этом полная стоимость ремонта оценивалась в 700 000 руб. На строительство были брошены значительные силы. В сентябре здесь работало 500 человек. Несмотря на проблемы с зарплатой и стройматериалами, они должны были четко уложиться в назначенный короткий срок. И уложились.

Официально клуб железнодорожников открылся осенью 1927 г. – к 10-й годовщине Великого Октября. Это событие даже было закреплено переименованием клуба. К существовавшему названию «им. Октябрьской Революции» было сделано добавление, и клуб стал «им. 10-летия…». Но за те несколько месяцев громадное здание удалось отремонтировать только весьма условно. Следы гражданской войны ликвидировали в нём ещё не один год, но так и не смогли восстановить его в полном дореволюционном блеске. Клуб был одним из крупнейших в городе, способным вместить более 2 000 посетителей одновременно (зрительный зал – 1 100 мест, кинозал – 300, кафе-столовая – 250). Но при этом он был очень сложен в эксплуатации.

Клубная работа советского времени значительно отличалась от дореволюционной клубной жизни и по сути, и по содержанию. Громадные залы в новое время оказались весьма слабо востребованы, а вот под помещения различных кружков комнаты удалось найти, только переоборудовав большую часть служебных помещений и разгородив ряд залов первого этажа.

С начала 1930-х гг. у клуба нашёлся крупный арендатор – театр русской драмы, получивший в своё распоряжение все помещения третьего и четвёртого этажей.

В 1941 г. здание несколько пострадало от снарядов. Тем не менее, уже в конце года здесь открылся украинский музыкально-драматический театр, коллектив которого составился из актёров, не успевших эвакуироваться из города. А после освобождения города зрительный зал был возвращён театру русской драмы им. М. Горького.

Клуб работал достаточно успешно уже с 1944 г. До восстановления сада руки профсоюзов дошли только весной 1947 г. Правда, состояние здания, и так оставлявшее желать много лучшего, ухудшалось год от года. Ежегодные дорогостоящие ремонты носили исключительно косметический характер. Здание красили, белили, замазывали трещины, меняли прогнившие части полов, что-то укрепляли по мелочам и постоянно перепланировали. ДК старел и нуждался в ремонте проводки, водопровода, отопления и вентиляции. Крыша текла безбожно. Доходило до того, что при сильном дожде приходилось отменять или прерывать спектакли. С потолка театрального зала начинала капать вода. Скверная эксплуатация и время сказывались и на состоянии конструкций. Деформации наблюдались во многих местах, и из-за аварийного состояния закрывались залы и лестницы.

Проблемой стал и бывший служебный флигель, заселённый «лицами, не имеющими отношения к работе ДК». Предполагалось, что в этом корпусе будет развёрнут Дом техники Сталинской железной дороги. Однако даже столь могущественное предприятие оказалось бессильно перед простыми советскими гражданами, и служебный корпус в распоряжение ДК так никогда и не был возвращён.

Во второй половине 1950-х гг. ДК навсегда покинул театр им. Горького, и, наконец, было решено всерьёз заняться ремонтом. Проект капитальной реконструкции здания был разработан только в 1957-1960 гг. К счастью, его так и не реализовали, потому что исключительно в хозяйственных целях проектом предусматривались серьёзные изменения во внешнем облике здания; устройство скатной кровли, упрощение форм эркеров и многое другое. Ремонт был начат только в 1965 г. по значительно изменённому проекту. На начало работ он оценивался в 499 990 руб., но уже после начала ремонта и вскрытия конструкций его стоимость возросла до 597 370 руб. А итоговая цифра оказалась ещё больше.

Клуб возобновил свою работу с 1967 г., а через 2 года начал работу и театр, в котором разместился восстановленный Театр юного зрителя. Дальше всё пошло по новому кругу. Ненормальная эксплуатация, неполноценные ремонты, заброшенность, аварийное состояние, новый капитальный ремонт.

Валентин СТАРОСТИН,
начальник информационного центра МГО «Інститут Україніки»






   Объявления
При покупке квартиры,в подарок паркинг на 2 машины
3 комнатная квартира в нагорном р-не, с автономным отоплением


     © компания "Realest", 2023 Все права на материалы, размещенные на сайте www.realnest.com.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Использование материалов с сайта разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на www.realnest.com.ua.